РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ.
01.01.2017
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ
И БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ.
Исходя из требований ФГОС ДО перед участниками образовательного процесса стоит главная задача - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
И в первую очередь это - создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах дошкольного образовательного учреждения, которая является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении. Какими характеристиками обладает благоприятный психологический климат в группе?
Признаки безопасного благоприятного психологического климата:
· доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам
· умение детей занять себя делом
· возможность уединиться
· знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного
· высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи,
· желание участвовать в деятельности коллектива
Уголок психологической разгрузки - это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
При подборе материала для психологических уголков нужно учесть потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Таким образом, в уголке получится зона для релаксации и саморегуляции:
Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети.
Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу. Обязательный атрибут - подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справятся подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно. Темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»); «подушка - подружка», подушки - «плакушки», «подушки
сердечки», обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.
2. КОВРИК ЗЛОСТИ
Если дети злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.
3. МАССАЖНЫЕ МЯЧИ - «ЕЖИКИ»
Нужно обучить детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
4. МЕШОЧКИ НАСТРОЕНИЙ
Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
5. «КОВРИК ДРУЖБЫ» И «КОРОБОЧКА ДЛЯ ПРИМИРЕНИЯ»
Помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже. Нужна коробка с прорезями для рук. Дети, вставляя в нее руки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение - мирилку.
Таким образом, у детей будет возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017