"Отсутствие чувств или эмоциональное благополучие ребенка - что выберете Вы?"
29.07.2019
Эмоция –
это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в
процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и
деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности».
Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего
детства. Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А.
Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как
устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой
которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как
биологических, так и социальных.
Умение владеть
собственными эмоциональными состояниями позволяет детям понимать и
чувствовать другого человека. Неумение правильно выражать свои эмоции и
чувства, может приводить к скованности, неловкости и определенным трудностям в
установлении межличностных контактов.
Поэтому основная задача взрослых в этот
период оказывать всевозможную помощь в развитии эмоциональной сферы детей.
Как
научить ребенка распознавать чувства и эмоции:
♦ признать, что чувства не бывают
плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств
(вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления
эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
♦ обсуждать случаи, которые произошли с
кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков;
при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что
чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал,
что огорчен? Что он сделал потом?»);
♦ обсужать с ребенком его чувства, не
пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь
ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно
вернуть ей игрушку»);
♦ предлагать ребенку различные способы,
помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные,
творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты
можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг
стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется
ребенку — это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и
пусть он сам выбирает наиболее действенный…
Когда близкие взрослые любят ребенка,
хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он
испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В
этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует
нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств,
доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в
семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким
людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам,
формирует ребенка как психологически здоровую личность.
«Что
нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка - дошкольника»
4
года
Ведёт себя
«хорошо» более продолжительное время:
- способен к
сотрудничеству со сверстниками;
- способен
усвоить правила очерёдности;
- может
проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.
Нормальное
«плохое» поведение:
- напоминает
поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью
взрослых к временному регрессу в поведении).
5
лет
Ведёт себя
«хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:
- соблюдает
распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
- лучше понимает
стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать
им в этом.
Нормальное
«плохое» поведение:
- разоблачает
любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
- бурно
реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
6
лет
Теряет
непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно
поддерживаемой нормой:
- способен
подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;
- удерживает
принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
- начинает
осознавать свои переживания;
- начинает
активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою
собственную самооценку.
Нормальное
«плохое» поведение:
- ложь как форма
ухода от соблюдения нормы;
- повышенная
двигательная активность;
- небрежность в
выполнении монотонных операций.
Тест на оценку уровня тревожности и
выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову
Внимательно прочитайте эти утверждения и
оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко
выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если
отсутствует – 0 баллов.
1. Легко
расстраивается, много переживает.
2. Часто
плачет, ноет, долго не может успокоиться.
3. Капризничает
и раздражается по пустякам.
4. Часто
обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Бывают
припадки злости.
6. Заикается.
7. Грызёт
ногти.
8. Сосёт
палец.
9. Имеет
плохой аппетит.
10. Разборчив
в еде.
11. Засыпает
с трудом.
12. Спит
беспокойно.
13. Неохотно
встаёт.
14. Часто
моргает.
15. Дёргает
рукой, плечом, теребит одежду.
16. Не
умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17. Старается
быть тихим.
18. Боится
темноты.
19. Боится
одиночества.
20. Боится
неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21. Испытывает
чувство неполноценности.
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая
степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет
в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство,
средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень
психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения
несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Любите
своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми,
уравновешенными и рассудительными людьми!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.07.2019
Дата обновления: 29.07.2019
Дата публикации: 29.07.2019