КАК ПРИРОДА БЕСПЛАТНО ПОМОГАЕТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ. Часть 4. Нюхаем!

03.11.2020

Разумно предположить, что ребенок с хорошо развитым обонянием имеет огромнейшие перспективы в плане познания этого мира.

Развивать обоняние было бы очень просто, если бы не некоторые моменты. Замечали, что мы пользуемся носом неосознанно? Вызывает вопрос вид продукта - нюхаем. Появился подозрительный запах - пошла серия коротких резких вдохов ради определения источника, и вообще, не галлюцинация ли это.

Запахи влияют на физическое состояние и душу каждого человека. Они могут оказывать возбуждающее действие, а могут и успокаивать. По запаху ребенок может определить, какое время суток сейчас (к примеру - «пахнет ужином»), или какое время года настало (например - зимой, снег придает воздуху особую свежесть, или на Новый год в доме царит запах пряностей от выпечки и пленительный аромат елки). Также ребенок может узнавать по запаху, где он находится в квартире. К примеру, в ванной чувствуется запах маминого шампуня, или на кухне благоухает утром запах свежезаваренного кофе. Это получило название пространственно-временных отношений. Как пахнут игрушки, растения, животные, люди — легко запечатлевается в памяти малыша.

Уже грудничок без труда может отличить по запахам папу и маму, а также домашних питомцев. Всем известно, что запахи из детства запоминаются нами на всю оставшуюся жизнь.

Какие характеристики запаха мы изучаем: сильный – слабый, душистый – пряный, сладкий – горький, женский – мужской, приятный – неприятный, тонкий – резкий.

 !Быть осторожно с ребенком аллергиком!

 

Конечно же, как и любое другое чувство, обоняние можно развивать.

1 — Подготовительный уровень. Здесь мы показываем малышу как правильно нужно нюхать предметы.

2- На второй ступени происходит изучение запахов. Малыш учиться концентрироваться на запахе, его узнавать, запоминать и потом называть.

3 — На третьей ступени можно уже проводить игры для развития обоняния и точному узнаванию запахов.

4 – На последнем этапе внимание ребенка направляется на то, каким образом пользоваться своим обонянием в жизни, как его использовать в различных областях своей деятельности: познавательной, игровой, бытовой, пространственной и социальной ориентировке.

 

Интересно будет понаблюдать с ребенком, как перемещается аромат. Для этого нужно зажечь ароматизированную палочку и подвигать ей в различных направлениях. При этом ребенок закрывает глаза, и пытается определить с какой стороны идет запах.

На природе мы будем обращать внимание  на запахи, которые нас окружают: цветы, трава, воздух, шишки, кора, ягоды, хвоя, ветки, гриб, река, деревья….

Возьмем запахи, которые именно природные, естественные, а не химические:

— запахи продуктов питания (овощи, фрукты, мясные и молочные продукты и др.);

— запахи приправ и специй (имбирь, кориандр, душистый перец, лавровый лист, ромашка, лаванда, можжевеловые ягоды, фенхель, какао, ваниль, корица, имбирь, барбарис, мята, кардамон, гвоздика, чай «бергамот», лепестки розы, кофе, шафран, цикорий, душица, орегано, базилик, цукаты лимона, апельсина, перец чили, мускатный орех и др.);

— запахи растений (цветы, деревья, травы и т.д.);

Знакомя ребенка с тем или иным запахом, мы в начале определяем, какой это запах - приятный или неприятный, знакомый нам или неизвестный.

 

Как же в игровой форме развивать обоняние у малыша?Хочу такой сайт

 

Игра «Фрукт или овощ?»

Сортируем по блюдцам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.) и предлагаем малышу определить по запаху с закрытыми глазами тот или иной продукт, а потом сказать к какой группе (овощей или фруктов) он относится.

 

Игра «Помоги зайчику»

Распределяем по тарелочкам съедобные и несъедобные предметы и предлагаем малышу от имени больного зайчика, у которого пропал нюх и зрение, определить по запаху съедобные для него продукты.

 

Игра «Что приготовила мама на обед?»

Предлагаем ребенку по запаху угадать блюдо, приготовленное мамой на обед. Например: борщ, грибной суп, жареная картошка и т.д.

Определяем, что съели.

Многие скажут, что это игра на вкусовые ощущения. А вот и нет! Если человек не чувствует запаха продукта и не видит его, он может только по консистенции догадаться, что он ест. Проще говоря, вы не отличите кабачок от яблока, если у вас зажат нос. Не почувствуете пронзительную горечь горчицы, равно, как и сладость меда. Еле различите кленовый сироп и малиновый сироп. 

 

Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Ход игры: предложить детям определить по запаху, с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты, и разделить их на фрукты и овощи.

 

(С. Каменева, Белозерова Н.)

Учитель-дефектолог Ядрышникова Е.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.11.2020

Дата обновления: 03.11.2020

Дата публикации: 03.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».