"СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ КОНЦЕПЦИЮ?"
09.06.2021
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ
КОНЦЕПЦИЮ?
Вот уже три
столетия не гаснет интерес к воспитанию детей свободой. Чем родителей
привлекает эта концепция? Что она собой представляет и где границы
вседозволенности?
Впервые
заговорили о свободном воспитании в 18 веке. Ее основоположник Жан-Жак Руссо.
Настаивал на развитии детей в гармонии с природой. В 19-20 веках эту систему
пытались внедрить на практике К. Н. Вентцель «Дом свободного ребенка», Л. Н.
Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов» и другие. Она
рассматривалась в трудах М. Монтессори, Ю. И. Фаусек, Э. Кей, Д. Дьюи.
На практике
свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной
педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые
теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения
демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода
вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание
благоприятных условий и др.
Свободное
воспитание — это развитие, воспитание и обучение, основанное на свободе выбора
ребенка, без принуждения. В каждом здоровом ребенке изначально заложены
способности, которые могут развиться самостоятельно, нужно лишь создать для
этого благоприятные условия.
Концепции свободного воспитания:
Равноправие.
Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно
слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и
ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
Свобода
выбора. Это умение считаться с мнением «крохи».
Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга.
Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора
предметов изучения.
Уважение
личности ребенка. Маленький человек
рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и
личным мнением.
Метод
вовлеченности. Отказ от систематического навязанного
преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка
в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
Активная
деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем
развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики.
Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
Индивидуальный
подход. Ребенка принимают таким, каков он
есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать
то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды,
дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
Тесная связь с
природой. Развитие в гармонии с естественной
средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное
отношение к ней.
Развитие
способностей. Предоставить возможность развиваться
врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой
момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым
материалам.
Но нужно понимать, что воспитание свободой не имеет
ничего общего с вседозволенностью и баловством!
С детьми
постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры,
труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих
поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают
уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам. Ребенок всегда
находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания,
поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения. Малыш
вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на
полезное занятие: творчество, труд. С одной стороны ребенку предоставляют право
выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой —
не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам.
Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать. Ребенок свободен в своих действиях и
поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу
другого человека.
Свободное воспитание — не вседозволенность.
Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является
искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности…
Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были
предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что
хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По
окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально
жить в социуме. Ошибки искаженного представления о свободном воспитании
Вседозволенность.
Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку
делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит
ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения.
Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
Попустительство.
Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к
развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у
взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он
вырастет, не задумываются.
Подчиненность
или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка
— выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети
должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность,
защищенность и опора для малыша. Делают за него. Ребенок капризничает,
отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и
одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно
знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.06.2021
Дата обновления: 09.06.2021
Дата публикации: 09.06.2021