"А теперь построим самолет!" КУБИКИ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
03.02.2022
Кубики – незаменимая во все времена
игрушка, позволяющая развивать моторику, речь и воображение ребенка, знакомить
его с цветом и формой.
Бывают кубики разной формы. От самых мелких
настольных размеров до крупных напольных модулей. Тем самым, вполне
удовлетворяя, запросам и пожеланиям спроса современников. Также кубики могут
быть из разных материалов: деревянные, пластмассовые, мягкие поролоновые,
обтянутые тканью, либо дермантином. Из всего этого многообразия каждый выбирает
сам, с чем будет играть его ребенок.
Дети, играя с кубиками, развивают ручную
ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное
мышление, воображение и фантазию.
Сейчас кубики часто уступают место в
детской комнате различным конструкторам, типа «Лего». Однако, у кубиков есть
целый ряд преимуществ:
- они не сцепляются между собой и требуют
от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности.
- по этой же причине они дают больше представлений
о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме.
Обыкновенные кубики не навязывают ребенку
готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не
пользоваться уже предложенными шаблонами. Из кубиков дети могут изображать
что-то, что на самом деле этим не являясь - например, стены замка, машину,
самолёт, бассейн и т. д.
С хорошими кубиками ребенок может играть c
раннего возраста до школы. Первые игры с кубиками начинаются с
экспериментирования (бросания, перекатывания и ощупывания, позже они становятся
материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики
зачастую превращаются в предметы-заместители и строительный материал для
сюжетных игр.
Кубики – одна из самых простых и привычных
игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития как
мышления, так и творческих способностей малыша.
Обучая его игре с кубиками, мы тренируем
его наблюдательность, память, внимание, а также развиваем изобретательность и
фантазию.
1 ГОД: ПОСТРОЙ И СЛОМАЙ
Начать можно уже в один год: просто
покажите, как один кубик ставить на другой, чтобы получилась башенка. Вряд ли
ребёнка в этом возрасте заинтересует процесс строительства – скорее всего, он
будет стремиться разрушать, а не помогать вам строить. Что ж, энергию
разрушения тоже можно направить в нужное русло – дайте малышу в руки мячик, и
пусть он попытается сбить кубики именно им, а не рукой (настоящий
боулинг!).
Потом попробуйте увлечь ребёнка процессом
сбора кубиков: пусть их нужно сложить в корзинку для, например, куклы. Кукла
будет очень радоваться и каждый раз говорить «спасибо». Такое упражнение хорошо
развивает моторику и координацию. А если кубики будут располагаться в разных
частях комнаты, то ваш малыш заодно потренируется в ходьбе.
Когда ребёнок научится хорошо удерживать
кубики руками, можно всё-таки попробовать увлечь его постройкой разных
сооружений. Не обязательно начинать с домика – пусть это будет просто
«дорожка», ведущая от одной куклы к другой. Не стоит требовать от ребёнка
самостоятельной работы, он ещё слишком мал, лучше организуйте совместную игру.
Например, действуйте по очереди, а когда малыш устанет – закончите работу за
него. Обязательно обыграйте построенное сооружение: пусть по дорожке «пройдет»
кукла. Если вы построили башню – пусть на неё «взберётся», например, мишка.
2 ГОДА: ЦВЕТ И РАЗМЕР
В возрасте старше 2 лет кубики послужат
хорошим подспорьем в обучении понятиям цвета, размера, количества. Начать можно
с элементарного «больше – меньше». Возьмите, к примеру, красные и синие кубики.
Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, покажите малышу, как группировать
их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не
хватило пары – тех, значит, и больше.
Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит
смысла этих действий – повторяйте их ещё и ещё раз, включая в разные игровые
ситуации: мы ставим кубики в пары для танца, мы делаем пирожные из двух видов
теста и т.д.
Если взять кубики, одинаковые по форме и
размеру, то это будет практически идеальный материал для обучения цветам, так
как малыш не сможет спутать понятие «цвет» с чем-то другим. Можно придумать
массу заданий разной степени сложности: выбрать из кучи кубики определённого
цвета, найти кубик такого же цвета, как тот, что у вас в руках, построить
для жёлтой машинки жёлтый гараж, а для красной – красный.
3 ГОДА: ВЕС И ЗВУК
Для развития внимания и памяти можно
использовать забавные и несложные упражнения. Положите один кубик в коробку и
потрясите её. Пусть малыш вслушается. Теперь положите два кубика и сделайте то
же самое. Он услышал разницу? А теперь пусть по звуку попробует догадаться,
сколько кубиков вы положили – один или два?
Так же можно развлекаться, используя не
звук, а ощущение веса. Сначала дайте в руки малышу коробку с одним кубиком
внутри, а потом – с двумя. Сможет ли он в следующий раз понять, сколько кубиков
в ней лежит? Задания можно усложнять, если брать не один-два кубика, а
один-два-три и больше. Заодно и тренировка счета!
4 ГОДА: УЗОР И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Из кубиков можно выкладывать разные узоры.
Пусть сначала это будет импровизация, потом попробуйте ввести понятие
последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил
красный, значит, теперь кладём какой?» Вы можете придумать и выложить свою
дорожку кубиков, а малыша попросить сделать такую же. Такое
воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.
5 ЛЕТ: РИСОВАНИЕ
В этом возрасте ребенок создает сложные
сооружения. Это может быть аэропорт, зоопарк, база для машин или замок
принцессы. Или еще кубики могут пригодиться, только используйте их по-другому:
поставьте их на большой лист бумаги и попросите малыша их обвести. Это хорошее
упражнение на развитие мелкой моторики рук. Что потом делать с этим
изображением? Можно раскрасить в разные цвета. Можно дорисовать что-нибудь,
чтобы получился определённый предмет или, к примеру, животное. Можно обвести
сначала один кубик, а потом другой поверх этого контура – получится
интересный узор. Придумайте картинку позапутаннее, а потом предложите
ребёнку попробовать её воспроизвести – так же, как и вы, с помощью обводки
кубиков. Таким образом развивается не только моторика, но ещё и
наблюдательность, а также пространственное воображение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.02.2022
Дата обновления: 03.02.2022
Дата публикации: 03.02.2022