"А теперь построим самолет!" КУБИКИ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

03.02.2022

Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику, речь и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой.

Бывают кубики разной формы. От самых мелких настольных размеров до крупных напольных модулей. Тем самым, вполне удовлетворяя, запросам и пожеланиям спроса современников. Также кубики могут быть из разных материалов: деревянные, пластмассовые, мягкие поролоновые, обтянутые тканью, либо дермантином. Из всего этого многообразия каждый выбирает сам, с чем будет играть его ребенок.

Дети, играя с кубиками, развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление, воображение и фантазию.

Сейчас кубики часто уступают место в детской комнате различным конструкторам, типа «Лего». Однако, у кубиков есть целый ряд преимуществ:

- они не сцепляются между собой и требуют от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности.

- по этой же причине они дают больше представлений о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме.

 

Обыкновенные кубики не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не пользоваться уже предложенными шаблонами. Из кубиков дети могут изображать что-то, что на самом деле этим не являясь - например, стены замка, машину, самолёт, бассейн и т. д.

С хорошими кубиками ребенок может играть c раннего возраста до школы. Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания и ощупывания, позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики зачастую превращаются в предметы-заместители и строительный материал для сюжетных игр.

 

Кубики – одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития как мышления, так и творческих способностей малыша.

Обучая его игре с кубиками, мы тренируем его наблюдательность, память, внимание, а также развиваем изобретательность и фантазию.

 

1 ГОД: ПОСТРОЙ И СЛОМАЙ

Начать можно уже в один год: просто покажите, как один кубик ставить на другой, чтобы получилась башенка. Вряд ли ребёнка в этом возрасте заинтересует процесс строительства – скорее всего, он будет стремиться разрушать, а не помогать вам строить. Что ж, энергию разрушения тоже можно направить в нужное русло – дайте малышу в руки мячик, и пусть он попытается сбить кубики именно им, а не рукой (настоящий боулинг!). 

Потом попробуйте увлечь ребёнка процессом сбора кубиков: пусть их нужно сложить в корзинку для, например, куклы. Кукла будет очень радоваться и каждый раз говорить «спасибо». Такое упражнение хорошо развивает моторику и координацию. А если кубики будут располагаться в разных частях комнаты, то ваш малыш заодно потренируется в ходьбе.

Когда ребёнок научится хорошо удерживать кубики руками, можно всё-таки попробовать увлечь его постройкой разных сооружений. Не обязательно начинать с домика – пусть это будет просто «дорожка», ведущая от одной куклы к другой. Не стоит требовать от ребёнка самостоятельной работы, он ещё слишком мал, лучше организуйте совместную игру. Например, действуйте по очереди, а когда малыш устанет – закончите работу за него. Обязательно обыграйте построенное сооружение: пусть по дорожке «пройдет» кукла. Если вы построили башню – пусть на неё «взберётся», например, мишка.

 Хочу такой сайт

2 ГОДА: ЦВЕТ И РАЗМЕР

В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим подспорьем в обучении понятиям цвета, размера, количества. Начать можно с элементарного «больше – меньше». Возьмите, к примеру, красные и синие кубики. Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, покажите малышу, как группировать их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не хватило пары – тех, значит, и больше.

Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит смысла этих действий – повторяйте их ещё и ещё раз, включая в разные игровые ситуации: мы ставим кубики в пары для танца, мы делаем пирожные из двух видов теста и т.д.

Если взять кубики, одинаковые по форме и размеру, то это будет практически идеальный материал для обучения цветам, так как малыш не сможет спутать понятие «цвет» с чем-то другим. Можно придумать массу заданий разной степени сложности: выбрать из кучи кубики определённого цвета, найти кубик такого же цвета, как  тот, что у вас в руках, построить для жёлтой машинки жёлтый гараж, а для красной – красный.

 

3 ГОДА: ВЕС И ЗВУК

Для развития внимания и памяти можно использовать забавные и несложные упражнения. Положите один кубик в коробку и потрясите её. Пусть малыш вслушается. Теперь положите два кубика и сделайте то же самое. Он услышал разницу? А теперь пусть по звуку попробует догадаться, сколько кубиков вы положили – один или два?

Так же можно развлекаться, используя не звук, а ощущение веса. Сначала дайте в руки малышу коробку с одним кубиком внутри, а потом – с двумя. Сможет ли он в следующий раз понять, сколько кубиков в ней лежит? Задания можно усложнять, если брать не один-два кубика, а один-два-три и больше. Заодно и тренировка счета!

 

4 ГОДА: УЗОР И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Из кубиков можно выкладывать разные узоры. Пусть сначала это будет импровизация, потом попробуйте ввести понятие последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил красный, значит, теперь кладём какой?» Вы можете придумать и выложить свою дорожку кубиков, а малыша попросить сделать такую же.  Такое воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.

 

5 ЛЕТ: РИСОВАНИЕ

В этом возрасте ребенок создает сложные сооружения. Это может быть аэропорт, зоопарк, база для машин или замок принцессы. Или еще кубики могут пригодиться, только используйте их по-другому: поставьте их на большой лист бумаги и попросите малыша их обвести. Это хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Что потом делать с этим изображением? Можно раскрасить в разные цвета. Можно дорисовать что-нибудь, чтобы получился определённый предмет или, к примеру, животное. Можно обвести сначала один кубик, а  потом другой поверх этого контура – получится интересный узор. Придумайте картинку позапутаннее, а  потом предложите ребёнку попробовать её воспроизвести – так же, как и вы, с помощью обводки кубиков. Таким образом развивается не только моторика, но ещё и наблюдательность, а также пространственное воображение.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.02.2022

Дата обновления: 03.02.2022

Дата публикации: 03.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».