"Мишка, шишка, мышка" или "Зачем развивать фонематический слух"

12.01.2023

Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом, который он слышит от окружающих. По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то, что сами произносят или то, что произносят другие люди очень приблизительно. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.

       Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.

       Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём слово «дом» - оно состоит из  звуков: ([д], [о],[м]).

      Работа по формированию фонематического слуха начинается в раннем дошкольном возрасте, на материале неречевых звуков, и постепенно охватывает все звуки речи. Неречевой слух – это способность ориентироваться в неречевых звуках (например, в музыкальных тонах и шумах). Речевой слух – это способность слышать и анализировать звуки речи родного или другого языка.

   

«Угадай, что (кто) это?» 

Ребенку предлагается аудиозапись и предметные картинки различных звуков природы, голосов птиц, зверей и домашних животных. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было.

Предметные картинки: явления природы - ручей, листва, снег, дождь, ветер; звери – волк, медведь; домашние животные – свинья, корова, овца, лошадь, коза, собака, кошка.

 

«Животные и их детёныши»

Ход игры: Ребенку раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (громко – МУУ – корова, тихо – муу – теленок). Ребенок должен, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

 

«Что услышал»

Взрослый размещает на поверхности в одну линию картинки:

Дом

Сом

Бак

Рак

Мак

Лук

Жук

Ветка

КлеткаХочу такой сайт

Пятка

Каток

Листок

Платок

Мишка

Мышка

Шишка

Затем взрослый проговаривает по одному слову, четко, громко, а ребенок должен показать, что сказал взрослый.

 

«Угадай что звучит» 

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда ребенок запомнил названия предметов, взрослый предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» — спрашивает он ребенка. Ребенок может несколькими способами ответить на вопрос: взрослый убирает ширму и ребенок показывает на игравший инструмент; или ребенок говорит название инструмента, а взрослый убирает ширму и еще раз воспроизводит звук того инструмента, на котором играл сейчас за ширмой, чтобы удостовериться в правильности ответа ребенком; или ребенок поднимает картинку с изображением того инструмента, который он услышал.

 

«Угадай по звуку»

Определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи ножницы. Ребенку демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а ребенок отгадывает предмет, показывая на него рукой или называя его.

 

«Где звенит будильник»

Взрослый прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.01.2023

Дата обновления: 12.01.2023

Дата публикации: 12.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».