ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
20.03.2023
При
формировании правильного звукопроизношения традиционно соблюдается ряд общих
требований к этапам логопедической работы. Существует определённая
последовательность введения звуков в речь. Сначала ставятся «простые звуки»: А,
У, О, И, Э, Ы; М (Мь), Б (Бь), П (Пь), В (Вь), Ф (Фь). После того, как данные
звуки появились в самостоятельной речи ребёнка, начинается
работа над: Т
(Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц. Следующим
этапом вводятся звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). И только в самом конце ставится звук
Р (Рь). Данная последовательность обусловлена готовностью артикуляционного
аппарата к определённому звуку.
Например,
звук Ш требует подъёма кончика языка наверх. Если язычок Вашего ребёнка ещё не
окреп для его подъёма, то стоит начать не с постановки звука, а с укрепления
язычка, посредством специального логопедического массажа и артикуляционной
гимнастики.
В
индивидуальных случаях последовательность постановки звуков может меняться.
Например, если период постановки свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а
язык уже готов к шипящим звукам, то можно попробовать поставить сначала их, а
затем вернуться к свистящим. Так же бывают случаи, когда ребёнку, в силу
возраста, не удаётся контролировать свои артикуляционные уклады, и он начинает
слишком эмоционально реагировать на неудачи, можно перейти к постановке звуков,
которые лучше всего ему удаются. Это позволит избежать возникновения
негативизма к занятиям. Однако, нарушение последовательности постановки звуков
– это
Иногда
доводится слышать от родителей: «Нам не нужны звук С и Ш, нас интересует звук
Р». Но не стоит ставить свои интересы, выше интересов ребёнка. Может быть, Вас он
и не интересует, а вот ребёнку без их правильного произнесения придётся
несладко… К тому же, не умея правильно произносить остальные звуки, вряд ли ребёнку
удастся овладеть звуком Р. Кроме того, в процессе логопедических занятий с
детьми предусмотрена определенная последовательность работы с каждым звуком:
1. Подготовка
артикуляционного аппарата
2. Первичная
постановка звука
3. Закрепление
его в устной речи
Для
каждого конкретного звука требуется комплекс специальных упражнений
–
артикуляционная гимнастика. Выполняя упражнения. Ребёнок должен активно и сознательно
работать, при этом ему должно быть интересно. Ежедневно занимаясь
артикуляционной гимнастикой, вы продолжаете работу над звуком, пока не появится
правильная артикуляция и произношение. Когда ребёнок освоил новый для него
звук, не требуйте, чтобы он стразу стал пользоваться им в речи. Ребёнок должен
многократно, иногда в течение многих дней, повторять изолированный звук, чтобы
правильная артикуляция стала для него привычной.
Для
ребёнка это не должно стать утомительной и скучной повинностью, поэтому
выбираются разные игровые упражнения, которые чередуются и меняются.
Последовательность
введения звуков в речь проходит по одной линии: от слога к слову (звук в начале
слова, с середине, в конце слова), к словосочетанию, к предложению.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.03.2023
Дата обновления: 20.03.2023
Дата публикации: 20.03.2023