Родительская помощь в развитии речи детей
23.03.2023
Развитие
речи – это основной фактор умственного и речевого
развития дошкольника. Речь не является врождённой способностью человека, она
формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его
людьми. Развитие речевой функции происходит с рождения ребёнка и в основном
заканчивается к пяти годам (в норме).
Но в последнее время
задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвёртый ребёнок.
Первое, что должны знать
родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью – это то, что необходимо
провести комплексное обследование ребёнка у детского невропатолога,
психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога, психолога.
Очень важно, чтобы
родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто
надеялись на специалистов, ждали начала занятий в детском саду, но и сами
активно занимались с ребёнком.
Помощь,
которую могут оказать родители своим детям:
1. Развитие мелкой
моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками,
штриховки, обводки, работы с ножницами, пластилином.
Движения пальцев рук
тесно связаны с речевой функцией, т.к. в
коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой
ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно связаны. Движением рук
и пальцев ребёнок овладевает раньше, и поэтому её развитие как бы «тянет» за
собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую моторику рук, мы
стимулируем развитие речи.
2. Речь родителей должна
быть чёткой, простой, выразительной, доступной и понятной. Чем больше вы
общаетесь с ребёнком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он
приобретает навыков общения. Со стороны родителей не допускается сюсюканье,
подражание детской речи.
3. Разучивайте с детьми
новые стихи, песни, учите пересказывать те или иные истории. Играйте с детьми в
такие игры, которые развивают речь, память и внимание.
4. Постарайтесь
изолировать ребёнка от просмотра телевизионных шоу, фильмов, песен,
разговоров с детьми, которые научат их неприемлемым нормам языка и поведения.
5. Особое значение в
развитии речи детей отводится рассказу – этим путём доставляется ребёнку
радость, развивается его ум, чувства и речь. Ребёнка следует учить соблюдать
порядок в изложении мыслей и учить не уклоняться от основной темы.
6. Прекрасную
выразительную речь дети могут услышать в произведениях устного народного
творчества, сказках Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого. «Многие русские слова
сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают
таинственный блеск», - писал К. Паустовский.
7. Очень хорошо, если в
семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей,
помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
8. Ребёнок учится
описывать, рассуждать, рассказывать в процессе познания природы. Находя и
определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений
природы, ребёнок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Данные навыки необходимы для формирования качественной связной речи – это
умение доказать, отстоять своё мнение, последовательность и чёткость изложения мысли.
9. Необходимо учить детей
дифференцировать слова, близкие по звучанию: уточка – удочка, бочка – почка,
бабочка – папочка.
10. Хорошо развивают речь
задания по развитию фонематического слуха: выделять заданный звук из ряда
других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине,
в конце, последовательно). Придумывать слова на заданный звук и т.д.
11. Наиболее трудной для
детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость
слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при
пропуске и перестановке слогов (рога – гора). Нанизывание букв как бусинок:
я-яг-яго-ягод-ягодк-ягодка.
12. Хороший результат дают
упражнения на восприятие и воспроизведение заданного количества хлопков,
заданный ритм (простые ритмы - !! !. ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!; сложные - !!!
! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !).
13. Развитие
познавательных процессов (мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, а
так же способности к концентрации, распределению и переключению внимания) так
же влияет на речевое развитие.
14. Совершенствование
пространственно-временных ориентировок (право, лево, вверх, вниз, наискосок).
Это ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей;
ориентировки в окружающем пространстве; тест «Кулак – ребро – ладонь».
15. Развитие тактильных
ощущений.
Человек всю жизнь
совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап
вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении
речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный.
Главными учителями в
речевом развитии детей выступают детский сад, школа и семья. Речевые
упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна
долгая, кропотливая работа воспитателей и детей. Но система работы детского
сада будет эффективна лишь тогда, когда есть фон для речевого развития. Таким
фоном является семья, заинтересованность родителей, домашняя здоровая речевая
среда, которая дополняет работу детского сада.
И мы
надеемся на ваше понимание данного вопроса, вашу поддержку и помощь.
Совместными усилиями мы сможем многое достичь и преодолеть.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.03.2023
Дата обновления: 23.03.2023
Дата публикации: 23.03.2023