Артикуляционная гимнастика. Что это и зачем?
19.10.2023
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью
процесса подготовки речевого аппарата к правильному звукоизвлечению. Выполняя
артикуляционную гимнастику мы, как в тренажерном зале, тренируем мышцы речевого
аппарата, делая их более сильными, а так же учим точной и четкой
переключаемости с одной позиции в другую.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка
полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного
аппарата, объединение простых движения в сложные, необходимые для
правильного произнесения звуков.
Задачи артикуляционной гимнастики
-тренировать подвижность органов
артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть, щеки)
-выработать точную постановку речевых
органов в статичном положении;
-выработать длительность удержания речевых
органов в заданном положении;
-выработать умение выполнять движения с
определенной силой и в определенном темпе при динамических упражнениях;
-выработать переключения от одного
движения к другому;
-развивать способность выполнять движения
в полном объеме;
-развивать точность и быстроту движения в
заданном темпе;
-развивать кинестетические ощущения;
-развивать самоконтроль и выдержку.
На каждом возрастном этапе артикуляционная
гимнастика задействует свои определенные цели и задачи.
В младшем возрасте в первой младшей группе
(дети 2-3 лет), когда ребенку еще трудно контролировать
свои движения крупной моторики, ему предлагается еще более трудные мелкие
движения речевого аппарата, которые ребенку и так тяжело делать. Поэтому
в данном возрасте применяются самые простые упражнения для развития губ, щек,
языка, мягкого неба. Детям предлагаются упражнения в игровой форме, чтоб
ребенку было интересней выполнять все упражнения. Например, сделать упражнение
“Улыбка”, растягивая губы, или поцеловать маму, делая упражнение “Хоботок”,
вытягивая губы вперед, можно просто сделать упражнение “Птенцы”-широко открыть
рот. Для языка тоже есть набор упражнений “Лопаточка”, “Вкусное варенье”, а для
щек- дети любят упражнение “Хомяк”.
Дети второй младшей группа (3-4 года). В
этом возрасте речевые способности находятся на раннем этапе своего
формирования, поэтому возможные дефекты звукопроизношения только начинают
проявляться и их достаточно легко исправить. В этом периоде органы артикуляции
становятся более точными, но подвижность и переключаемость несколько снижены
из-за возрастных особенностей. На данном этапе происходит усложнение
артикуляционной гимнастики и добавляются упражнения с более точными движениями:
“Часики”, “Качели”, “Чистим зубки”, “Иголочка” и другие.
4-5 лет (средний дошкольный возраст) На четвертом году жизни происходит изменение
артикуляционного аппарата, становятся более координированными движения мышц,
принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти).
Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению
без смягчения твердых согласных. К концу четвертого года жизни произношение
детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих
звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей звуки -л-
-р-. Однако у большинства детей еще имеются различные несовершенства
звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков -л-, -р-, что
еще не является патологией в речевом развитии ребенка. На данном этапе
артикуляционную гимнастику можно подбирать по звукам, которые ребенок
произносит не четко. Используют комплекс гимнастики на свистящие или шипящие
звуки, а также общеукрепляющие и развивающие упражнения.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6
лет (старшая группа). У детей этого возраста в значительной
степени сформированы речевые навыки, из-за чего дефекты звукопроизношения в
большинстве случаев отчётливо заметны. Однако, чтобы исправить нарушения,
требуется больше времени и затраченных усилий. На пятом году жизни достаточная
подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществить
более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение
их необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте значительно
улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произношение
согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей к пяти
годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки –л-, -ръ-,
-р-. У некоторых детей еще сохраняется неустойчивое произношение определенных
групп звуков, например, свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится
правильно, в других неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно
многосложных и малознакомых. В этом возрасте дети иногда испытывают трудности в
произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными
согласными, например, свистящими и шипящими одновременно, звуками -л- и -р-
(старушка…). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые
звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. К
концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного
языка.
На шестом году дети 6-7 лет
(подготовительная группа). Произношение шестилетних детей мало чем
отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в
речи встречаются трудные для произношения новые слова, или слова, насыщенные
сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно дифференцируют.
Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко
и внятно произносит фразы.
Положительный эффект от артикуляционной
гимнастики:
- способствует слаженной работе всех
органов речевого аппарата;
- является профилактикой нарушений
звукопроизношения;
- приучает губы, небо и язык к
правильному для каждого звука положению;
- помогает в процессе обучения чтению и
письму;
- исправляет имеющиеся дефекты речи,
вялое произношение;
- тренирует мышцы лица, развивают мимику,
улучшает кровообращение;
- готовит ребенка к работе со
специалистом-логопедом.
Требования к проведению
артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику выполняют
сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки
и ноги находятся в спокойном положении, стопы плотно стоят на полу.
- Ребёнок должен хорошо видеть лицо
взрослого, а также своё лицо в зеркале, чтобы самостоятельно контролировать
правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения
артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также
можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен
находиться напротив ребёнка лицом к нему.
- Проводить артикуляционную гимнастику
необходимо ежедневно по 3-5 раз в день, для наилучшего закрепления
артикуляционной позиции.
- Каждое упражнение выполняется по 5-8
раз.
- Статические упражнения (например,
«Заборчик») выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном
положении).
- Упражнения на переключаемость
статических поз, также выполняется от 5 до 10 раз.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2023
Дата обновления: 05.12.2023
Дата публикации: 19.10.2023