Артикуляционная гимнастика. Что это и зачем?

19.10.2023

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью процесса подготовки речевого аппарата к правильному звукоизвлечению. Выполняя артикуляционную гимнастику мы, как в тренажерном зале, тренируем мышцы речевого аппарата, делая их более сильными,  а так же учим точной и четкой переключаемости с одной позиции в другую.


Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение  простых движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Задачи артикуляционной гимнастики

-тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть, щеки)

-выработать точную постановку речевых органов в статичном положении; 

-выработать длительность удержания речевых органов в заданном положении;

-выработать умение выполнять движения с определенной силой и в определенном темпе при динамических упражнениях;

-выработать переключения от одного движения к другому;

-развивать способность выполнять движения в полном объеме;

-развивать точность и быстроту движения в заданном темпе;

-развивать кинестетические ощущения;

-развивать самоконтроль и выдержку.

 

На каждом возрастном этапе артикуляционная гимнастика задействует свои определенные цели и задачи.

 

В младшем возрасте в первой младшей группе (дети 2-3 лет), когда ребенку еще трудно контролировать свои движения крупной моторики, ему предлагается еще более трудные мелкие движения речевого аппарата, которые ребенку и так тяжело делать. Поэтому  в данном возрасте применяются самые простые упражнения для развития губ, щек, языка, мягкого неба. Детям предлагаются упражнения в игровой форме, чтоб ребенку было интересней выполнять все упражнения. Например, сделать упражнение “Улыбка”, растягивая губы, или поцеловать маму, делая упражнение “Хоботок”, вытягивая губы вперед, можно просто сделать упражнение “Птенцы”-широко открыть рот. Для языка тоже есть набор упражнений “Лопаточка”, “Вкусное варенье”, а для щек- дети любят упражнение “Хомяк”.

Дети второй младшей группа (3-4 года). В этом возрасте речевые способности находятся на раннем этапе своего формирования, поэтому возможные дефекты звукопроизношения только начинают проявляться и их достаточно легко исправить. В этом периоде органы артикуляции становятся более точными, но подвижность и переключаемость несколько снижены из-за возрастных особенностей. На данном этапе происходит усложнение артикуляционной гимнастики и добавляются упражнения с более точными движениями: “Часики”, “Качели”, “Чистим зубки”, “Иголочка” и другие.Хочу такой сайт

4-5 лет (средний дошкольный возраст) На четвертом году жизни происходит изменение артикуляционного аппарата, становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных. К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей звуки -л- -р-. Однако у большинства детей еще имеются различные несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков -л-, -р-, что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. На данном этапе артикуляционную гимнастику можно подбирать по звукам, которые ребенок произносит не четко. Используют комплекс гимнастики на свистящие или шипящие звуки, а также общеукрепляющие и развивающие упражнения.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет (старшая группа). У детей этого возраста в значительной степени сформированы речевые навыки, из-за чего дефекты звукопроизношения в большинстве случаев отчётливо заметны. Однако, чтобы исправить нарушения, требуется больше времени и затраченных усилий. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществить более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки –л-, -ръ-, -р-. У некоторых детей еще сохраняется неустойчивое произношение определенных групп звуков, например, свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, в других неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. В этом возрасте дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например, свистящими и шипящими одновременно, звуками -л- и -р- (старушка…). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка.

На шестом году дети 6-7 лет (подготовительная группа). Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова, или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно дифференцируют. Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. 

 

Положительный эффект от артикуляционной гимнастики

  • способствует слаженной работе всех органов речевого аппарата;
  • является профилактикой нарушений звукопроизношения;
  • приучает губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению;
  • помогает в процессе обучения чтению и письму;
  • исправляет имеющиеся дефекты речи, вялое произношение;
  • тренирует мышцы лица, развивают мимику, улучшает кровообращение;
  • готовит ребенка к работе со специалистом-логопедом.
 

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, стопы плотно стоят на полу.

- Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо в зеркале, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

- Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно по 3-5 раз в день, для наилучшего закрепления артикуляционной позиции.

- Каждое упражнение выполняется по 5-8 раз. 

- Статические упражнения (например, «Заборчик») выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

- Упражнения на переключаемость статических поз, также  выполняется от 5 до 10 раз.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.12.2023

Дата обновления: 05.12.2023

Дата публикации: 19.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».