Развитие речи ребенка 2-3 лет

01.03.2024

Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память.

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаться, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуются восприятие и память малыша. Он начинает запоминать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи. Быстро пополняется активный и пассивный словарь ребёнка: к трём годам он достигает примерно 1000-1200 слов. Кроме существительных и глаголов, всё чаще употребляются и другие части речи: прилагательные, наречие, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребёнок начинает свободно связывать слова в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь не всегда правильна («Мама, ты куда пося?»). в разговоре со взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать, что он видел. Малыш легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

На третьем году жизни ребёнок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие звуки Сь, Зь и смягчённое Ц «цяпля» вместо «цапля», звук Ль. Однако произношение многих звуков не совершенно, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка, губ ещё недостаточна. Многие трудные звуки ребёнок заменяет более легкими по произношению. Так, вместо шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч) малыш нередко произносит мягкие свистящие: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «сяйник» (чайник), «сенок» (щенок), а иногда и звук Т: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твёрдыми свистящими: «сапка» (шапка). Вместо твёрдых свистящих звуков произносятся мягкие свистящие: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные Р, Рь, Л отсутствуют или заменяются звуками Ль, Й: «ыба» (рыба), «двель» (дверь), «мей» (мел).

 

Развитие импрессивной речи (понимание речи)

Возрастные нормы

2 г. 2 мес. Понимает рассказ, даже если он не сопровождается иллюстрациями, и может ответить на вопросы, связанные с содержанием.

2 г. 9 мес. Хорошо понимает речь окружающих.

2 г. 10 мес. Понимает рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте. Например: «Осторожно, ты можешь обжечься, опрокинуть чай ник с горячей водой».

Развитие экспрессивной речи

2 года. Задаёт вопросы типа «Что это?». Умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

2 г. 2 мес. Задаёт вопросы типа: «Где?», «Куда?», «Почему?».

2 г. 3 мес. Ребёнок употребляет многословные, хотя грамматически не совсем правильные предложения. Может по картинке составить рассказ.

2 г. 4 мес. Задавая вопрос, ребёнок знает, что каждая вещь, качество, действие имеют своё название. Например, показывая на утку, ребёнок спрашивает: «А что это такое, гусь или утка?».

2 г. 5 мес. В играх появляются элементы планирования. Например: «Я возьму кубик и построю дом».

2 г. 6 мес. Ребёнок продолжает употреблять простые предложения, но дополнительно появляются сложносочинённые предложения без союзов, а затем и с союзами, особенно при рассмотрении сюжетных картинок. В слоговой структуре слов ещё наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда – приставки.

2 г. 7 мес. Легко запоминает стихи, песни. Может установить причину и следствие явления: «Плачет бедная – ручка болит», хотя на картинке этого не видно.

2 г. 9 мес. В предложениях употребляет все части речи, кроме, возможно, причастий и деепричастий.

2 г. 10 мес. – 2 г. 11 мес. Речь становится понятной для всех и является средством общения с окружающими.

К 3 годам. Продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в малознакомом слове.

3 года. Сравнивая предметы, ребёнок результат оформляет в речи: «Лицо красное, платье красное и тут красное, почему всё красное?» Способен произносить правильно большинство звуков, кроме Р, Л, шипящих.

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Речь имеет большое значение для полноценного психического развития ребёнка. Ещё до школы детям следует овладеть четким произношением звуков, иметь богатый запас слов и уметь активно им пользоваться, составлять рассказы, пересказывать прочитанное. Речь детей должна быть выразительной. Ребёнку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Это непременные условия овладения грамотой.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон, пищащие и заводные игрушки) и предложите ребёнку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребёнка в сторону (на 3-4 м), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучавшую игрушку или произвести её звучание.

2. Определение места звучания игрушки. Откуда доносится звук?

3. Определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды).

4. Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.

5. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, трамвай, ветер, дождь, гром, шум толпы).

6. Выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).

7. Перемещение предметов по заданию, например: взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, на пол).

8. Поменять местами игрушки, например: зайку (на диване) и мишку (на полу).

9. На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребёнку посмотреть на них внимательно, а затем подать вам сразу 2 предмета, например домик и машинку, мячик и собаку и т.д. В дальнейшем задание усложните: попросите подать одновременно 3-4 предмета.

10. Повторение сочетаний звуков и слогов:

А, У, О, ИХочу такой сайт

А-У, А-И, О-А

А-О-У, А-У-И, И-У-А

АУ, УА, АИ, УИ, АУИ, УИА

ТА, ПА, МА, НА, СА

ТА-ТА, ТАТА

МА-МА, МАМА

ПА-ПА-ПА, ПАПАПА

ТА-МА, ТА-МА-СА, ТА-ТА-ПА и т.д.

Старайтесь использовать те звуки, которые у ребёнка сохранны или отработаны.

Сначала при проведении этого занятия дайте ребёнку возможность видеть ваше лицо, затем можно прикрыть лицо экраном или повернуть ребенка к себе спиной.

11. Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений:

Домик и ёлка

Лопата, ведро, песок

Кошка, собака, корова, лошадка

Синий мяч, большой дом

Кошка спит, собака лает

Корова даёт молоко и т.д.

Ребёнок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов.

 

Дыхательные и голосовые упражнения

1. Сдунуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

2. Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, гранёные) и длины, стараясь сдвинуть их с места.

3. Дуть на шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объёма).

4. Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой.

5. Задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя свечи.

6. Поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты на длительном выдохе.

7. Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку, играть на детском кларнете.

8. Надувать и пускать мыльные пузыри.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного речевого дыхания, продолжительного выдоха, развивают его силу. Эти упражнения можно сочетать с движением рук, туловища, головы.

9. Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слоги в сочетании с движением рук. Например: руки на поясе, на А (ТА) левая рука отводится влево, на О (ТО) правая рука отводится вправо, на У (ТУ) левая рука на пояс, на И (ТИ) правая рука на пояс.

Движения выполняются в быстром и медленном темпе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.03.2024

Дата обновления: 01.03.2024

Дата публикации: 01.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».