Когда начинается развитие речи детей?
30.08.2024
Для
родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама,
баба, дай. А на самом деле ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат
уже с полуторамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и
звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление
(протяжные звуки — «а-а-а»), затем гуканье («гу, ду»), потом лепет
(слоги «та-та, да-да, ба-ба»). Эти реакции являются своего рода игрой и
именно поэтому доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяжении
многих минут может повторять один и тот же звук, тренируясь таким образом в их
артикуляции.
Чтобы
малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение со
взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся
выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного
времени).
Например,
ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторяет их, малыш
оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если
взрослый при этом еще выражает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи
будут особенно значительными.
Предречевые
реакции развиваются плохо, если
ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка,
шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребенок быстро умолкает. Это
обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим
громко музыку, считающим, что они делают это не только для собственного
удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к
шуму и в дальнейшем не требовал для себя особых условий. Словом, чтобы не
избаловать. Но это не баловство — это забота о правильном развитии малыша.
Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего.
Иначе он не будет обращать внимание
на произносимые перед ним звуки и не
будет делать попыток подражать им.
Таким
образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и
соответствующей артикуляционной мимикой, только тогда появляется способность к
звукоподражанию.
В
жизни, к сожалению, приходится часто наблюдать, что с маленькими детьми
разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо
говорящего было хорошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», —
говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью
уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры
на расстоянии, между делом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит
его лица. В таком случае для малыша это только шум.
Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения,
получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи
участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго
получает протертую пищу, у него не
тренируются соответствующие мышцы, задерживается
развитие четкой артикуляции звуков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.09.2024
Дата обновления: 02.09.2024
Дата публикации: 30.08.2024