Как помочь ребенку заговорить
07.04.2025
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАГОВОРИТЬ?
Говоря
о речевом развитии, мы имеем в виду три основных компонента:
1. Развитие словаря (словарного запаса).
2. Формирование грамматического строя речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи детей.
На этих трёх «речевых китах» основывается развитие
правильной, связной речи как в диалоге, так и в монологе.
Давайте рассмотрим первый компонент:
1. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Развитие словаря ребёнка мы ставим
на первое место, поскольку в словаре отражается содержание речи. Развитие
словаря начинается ещё в доречевой период, когда ребёнок только слышит речь
взрослого и связывает звучание со значением слова. Как мы уже говорили, первые
осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. К 2 годам
ребёнок понимает значения примерно 300-400 слов, к 3 годам это число уже
составляет 1200-1500 слов. С 2 до 3 лет ребёнок совершает самый мощный скачок в
увеличении активного словарного запаса, далее этот темп снижается. Если
говорить о частях речи, то быстрее всего ребёнок набирает в свой словарный
багаж существительные и глаголы, медленнее – прилагательные.
Словарь ребёнка в основном
расширяется посредством знакомства с окружающим миром. Сначала это предметы
обихода, окружающие его дома: игрушки, посуда, мебель, одежда, еда, части лица
и тела. Затем малыш узнаёт о средствах передвижения, о птицах и животных, о
растениях и насекомых. Поначалу в его сознании эти предметы присутствуют
разрозненно, затем, когда малыш научается сравнивать и классифицировать, он
группирует предметы по наличию или отсутствию определённых признаков.
Каким
же образом нам следует развивать словарь ребёнка?
Тут следует выделить несколько
положений:
1.
Прежде всего,
необходимо обогащать словарь новыми словами, неизвестными ребёнку ранее.
2.
Закреплять и
уточнять значения слов, поскольку ребёнок может знать звучание какого-то слово,
но плохо представлять его значение.
3.
Переводить новые
слова из пассивного словарного запаса в активный, то есть побуждать не просто
понимать значение слова, а использовать его в речи.
Какие
виды деятельности наиболее способствуют расширению словарного запаса ребёнка?
1. Ребёнок усваивает новые слова в
процессе общения со взрослым, наблюдение за животными, деятельностью взрослого;
через посещение новых мест (цирка, зоопарка, деревни, леса, пруда и т. д.).
Новые слова на новом месте следует произносить чётко, внятно, интонационно их
выделяя.
2. В доме должно быть много разных
игрушек, так как через игру ребёнок закрепляет, уточняет и активирует свой
словарь. Какие это должны быть игрушки? Фигурки людей (детей и взрослых),
домики, машинки (и другие средства передвижения), животные, птицы, овощи,
фрукты, грибы, орудия труда. У куклы должна быть одежда, посуда, мебель, орудия
труда.
3. Очень полезно для малышей
рассматривание картинок, книг, альбомов и открыток. Новое слово (предмет) на
картинке ребёнок запомнит намного быстрее и легче, чем если просто услышит его.
Поэтому хорошо, когда дома есть наборы картинок из серии «Дикие животные»,
«Домашние животные», «Домашние птицы», «Профессии», «Времена года».
4. Читайте и рассказывайте детям
сказки и рассказы, стихи, потешки и прибаутки. Загадки, пословицы и поговорки
также обогатят речь ребёнка, являясь прекрасным средством развития не только
речи, но и мышления.
5. Как известно, дети больше всего
на свете любят играть, и словарные игры прекрасно подойдут для активизации
словарного запаса малыша. Среди игр стоит отметить такие, как «Магазин» (это
может быть магазин игрушек, одежды, продуктов), «Волшебный мешочек» (дети
достают из мешочка какой-то предмет и описывают его), «Варим суп», «Готовим
салат», «Кукла устраивает чаепитие», «День рождения зайчонка», «Стройка», «Где
у Ляли ручки?» и т. д. В играх очень важно проговаривать все действия
персонажей, их местонахождение, настроение и т. п.
Кроме того, хороши для развития
словаря и подвижные игры, хороводы, в которых определённые стихотворные тексты
сопровождаются соответствующими действиями. Например, слова могут быть такими:
Дружно мы идём по кругу
Шаг за шагом, друг за другом.
Ручки поднимаем,
Ручки опускаем.
А теперь похлопаем,
Ножками потопаем,
А теперь остановились
И на месте покружились.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2025
Дата обновления: 07.04.2025
Дата публикации: 07.04.2025