Как помочь ребенку заговорить (Часть 2)

16.04.2025

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАГОВОРИТЬ?  (продолжение)

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

К грамматическому строю речи относится правильное употребление форм слова, правильная связь слов в предложении, грамотное использование предлогов, в том числе сложных, словообразование. Грамматику ещё называют логикой языка, поэтому освоение грамматики речи способствует развитию мышления и самосознания маленькой личности. Конечно, не стоит специально учить детей законам грамматики, дети осваивают её правила в практике живой разговорной речи.

Известный отечественный лингвист А. Н. Гвоздев установил, что к трём годам ребёнок усваивает основы грамматической системы родного языка. Раньше всего малыш усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), а также уменьшительно-ласкательную форму существительных: лес – лесок, книга – книжечка. Сложнее усваиваются падежи, времена глагола, категория рода.

Вот некоторые примеры типичных ошибок детской речи, описанных отечественными лингвистами О. И. Соловьёвой и А. М. Бородич:

1.     Неправильные окончания имён существительных: карандашов, этажов, куклов, дверков; у кукле, у маме, у сестре; в лесе, у саду; я видел слон (вместо «слона»), иду за ягодам и грибам.

2.     Склонение несклоняемых имён существительных: на пальте, на пианине, в кине.

3.     Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: ягнёнки, котёнки, свинёнки.

4.     Изменение рода существительных: моя мороженая, дядя ушла, тёплая молоко, платье разорвалась.

5.     Неверное образование глагольных форм: искай (ищи), ехай (езжай), спей (спой); искаю (ищу), плакаю (плачу), можу (могу), хотишь (хочешь), едишь (ешь), сплют (спят).

6.     Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая, сошитая.

7.     Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее, хужее, красивше, плохее.

8.     Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене, у тебе, в этим доме.

9.     Склонение числительных: двое домов, идите по двоим (по двое).

Овладение способами словообразования и словотворчество – одна из сторон грамматического развития детской речи. К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» прекрасно описал примеры детского словотворчества. Например, когда двухлетнюю Лялю незнакомец спросил, хотела бы она быть его дочкой, Ляля ответила ему: «Я мамина и больше никовойная!»

Или такой милый детский диалог из книги К. И. Чуковского:

- Мне сам папа сказал…

- Мне сама мама сказала…

- Но ведь папа самее мамы… Папа гораздо самее.

Словотворчество – один из показателей полноценного освоения грамматики речи и потому заслуживает всякого поощрения со стороны взрослого.

Какие игры, задания и упражнения можно использовать для формирования грамматического строя речи?

1.     Прежде всего это всевозможные игры: ролевые, драматические, сюжетные. Например, игра «В гостях у куклы Маши». Играя с ребёнком, важно всё проговаривать: формы слов, предлоги: «Куда Маша посадит зайчика? На стульчик. А Мишу – за стол. Чем она угостит Мишку? Яблочком? Положи яблочко на блюдце…»

2.     С большим удовольствием дети играют и в игру «Что делает кукла?», когда взрослый показывает какие-то действия куклы, а дети называют их.

3.     Важное значение в формировании грамматического строя речи имеют дидактические игры. Назовём некоторые из них:

Игра «Назови животное и его детёныша»

Пример: «У кошки котята, а у собаки… – Щенки».

Игра «Что она делает?»

Пример: «Уточка говорит «Кря». Что она делает? – Крякает!»

Кошка говорит «Мяу». «Что она делает? – Мяукает»

Игра «Назови ласково»

Пример: «Дом – домик, сад – садик, книга – книжечка…»

Игра «Угадай, кого не стало»

Пример: «Сидели кошка, мышка и собачка. (Взрослый разлаживает картинки или  игрушки названных животных). Кого не стало? (Убирает картинку с мышкой). – Мышки».

Игра «Как называется?»

Пример: «Как называется дом из кирпичей? (кирпичный дом), Сок из яблок? (яблочный сок), Сапоги из резины? (резиновые сапоги)».

Игра «Подбери слово»

Пример: «Большой, деревянный… Что? (Дом). Красная… Что? (Ягода). Голубое… Что? (Небо).Хочу такой сайт

Игра «Большой, ещё больше»

Пример: «Дом большой, а гора ещё … (больше), кот маленький, а муравей ещё… (меньше).

Игра «Закончи предложение»

Варианты:

«Мальчик большой, а девочка… (большая), снег холодный, а мороженое… (холодное)».

«Маша взяла карандаш, она будет… (рисовать картинку)».

«Дима взял молоток, он будет… (забивать гвозди)».

«Я не пойду гулять, потому что… (плохая погода)».

«Мама будет рада, если… (я помою посуду)».

Игра «Она какая, он какой?»

Пример: «Чашка какая? (Красная, большая, красивая). Пёс какой? (Большой, лохматый)».

Игра «Что можно делать?»

Примеры: «Что можно делать с водой?» (Пить, лить, переливать, кипятить, остужать, мешать…). «Что можно делать в лесу?» (Гулять, отдыхать, лазать, собирать грибы и ягоды…).

Игра на употребление предлогов

Примеры: «Опиши картинку. Книга лежит на… (столе), кот спит под… (столом). Мама выглядывает из-за… (дерева)».

«Какой автобус отъезжает от остановки, а какой подъезжает к остановке?»

«Куклы играют в прятки. Спрячь зайку под стулом, куклу Машу за занавеской, белочку под деревом, щенка в домике и т. д.».

Игра «Один – много»

Пример: «Один кот, а много… (котов); один день, а много… (дней)».

Игра «Кто? Что?»

Пример: «Летает кто? (Птица). Летает что? (Самолёт). Стоит что? (Дом) Стоит кто? (Папа)».

4.     К. Д. Ушинский тоже придумывал игры для «первоначального учения родному языку». Вот одна из них.

Берётся глагол, например, «копал». К нему взрослый задаёт вопросы, а дети отвечают:

Кто капал? (Папа) Что? (Землю) Где? (На даче) Когда? Чем? Как?

Или глагол «собирали». Кто? Что? Где? Когда? Во что?

5.     Интересна игра на распространение предложения. Например, взрослый предлагает простое предложение: «Оля сорвала цветок», а затем задаёт вопросы, отвечая на которые ребёнок делает предложение более распространённым:

Где? Оля сорвала цветок в парке.

Когда? Оля вечером сорвала цветок в парке.

Какой цветок? Оля вечером сорвала красивый цветок в парке.

В каком парке? Оля вечером сорвала красивый цветок в городском парке.

Кто такая Оля? Девочка Оля вечером сорвала красивый цветок в городском парке.

6.     Конечно, и ответы на вопросы по картинке, и пересказ сказок, и описание картинок, и составление рассказа по сюжетным картинкам также способствуют развитию грамматической стороны речи.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.04.2025

Дата обновления: 28.05.2025

Дата публикации: 16.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».