Нормы звукопроизношения

28.05.2025

К 2-3 месяцам жизни появляются гласные [а], [о], [у], [э]; губные согласные [п], [м], [б], обусловленные рефлексом сосания, а так же заднеязычные звуки [г], [к], [х], связанные с физиологией глотания. Затем постепенно появляются звуки [т], [д], [в], [ф], [н].

От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», «да-да».

К 2 годам малышу доступны звуки: [н], [в], [ф], [г], [к], [х].

В 3 года появляются звуки: [й], [л], [с], [ы].

В 3,5 года в речь ребёнка добавляются звуки: [з], [ц].

К 4,5 – 5 годам появляются шипящие звуки: [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорные звуки [р], [л].

 

Фонетические особенности речи детей 2-3 лет

 

В целом дети этого возраста осваивают звукопроизношение. Например, чётко произносятся гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], также согласные [м], [п], [б], [т], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х].

Но их речь имеет ряд особенностей:

1. Общая смягчённость речи: зюк (жук), сенок (щенок), дяй (дай), тям (там), сёнтик (зонтик).

2. Замена звуков [к] и [г] звуками [т] и [д] («таша» вместо «каша», «тусь» вместо «гусь»), иногда – замена звука х звуком к (калат).

3. Замена звонких звуков глухими.

4. Многие трёхлетки не произносят шипящие звуки, заменяя их свистящими (сапка, Маса).

5. Звука [ц], как правило, нет, его заменяют звуки [с], [ть] (сапля, тьветок).

6. Не произносят звук [р], искажают звук [л].

7. Наблюдается укороченный речевой выдох.

8. Дети не умеют говорить шёпотом.

 

Фонетические особенности речи детей 4 лет

 

1. Сокращение слов («тул» вместо «стул», «весипед» вместо «велосипед»).

2. Перестановка слогов и звуков («до сир пок» вместо «до сих пор», «свабдя» вместо «свадьба»).

3. Уподобление одного звука другим («бабака» - сабака).

Из фонетических особенностей вытекают основные задачи развития правильного звукопроизношения в возрасте 3-4 лет:

1. Преодоление смягчённости произношения.

2. Формирование внятного произношения гласных звуков: а, у, о, и, э.

3. Уточнение и закрепление произношения согласных звуков.Хочу такой сайт

М. Е. Хватцев рекомендует следующую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков: [п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц].

А. И. Максаков предлагает работать над согласными в таком порядке: [м, п, б, т, д, н, к, г, х] (твёрдые и мягкие)

4. Развитие речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха.

5. Развитие моторики речевого аппарата.

6. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих [ж, ш, ч, щ] и сонорных [л, р] звуков.

 

Фонематические особенности речи детей 4-5 лет

 

1. Неустойчивость произношения: в одном звукосочетании ребёнок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно.

2. «Переупотребление звука» (даже там, где не надо, вместо старого звука-заменителя ставится вновь усвоенный звук – «шлон», «шобака»).

3. У части детей наблюдается несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных [р], [л] звуков.

4. При развитом фонематическом слухе наблюдается недостаточное развитие артикуляционного аппарата.

5. Ребёнок начинает осознавать свои произносительные умения.

 

Задачи развития фонетической стороны речи у детей 4-5 лет

1. Научить детей правильно произносить все звуки родного языка.

2. Устранить дефекты в произношении свистящих, шипящих и сонорных [р], [л] звуков.

3. Продолжать работу над дикцией, развитием фонематического слуха и интонационной выразительностью речи.

 

Таким образом, к особенностям развития звуковой культуры речи детей относятся

1. Неустойчивость артикуляции при произношении звуков. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

2. Большое значение имеет смена «звуков-заместителей» (отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками).

3. Овладение новым типом артикуляции порождает ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах остаётся заместитель.

4. При переходе к правильному произношению звуков дети начинают пользоваться ими где надо и где не надо, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. (Если раньше было: «свинка», «волосы», «суба», «саски», то после овладения звуком [ш] становится: «шуба», «шашки», но и «швинка», «волоши»).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.05.2025

Дата обновления: 28.05.2025

Дата публикации: 28.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».