Нормы звукопроизношения
28.05.2025
К 2-3 месяцам жизни появляются гласные [а], [о], [у], [э]; губные
согласные [п], [м], [б], обусловленные рефлексом сосания, а так же заднеязычные
звуки [г], [к], [х], связанные с физиологией глотания. Затем постепенно
появляются звуки [т], [д], [в], [ф], [н].
От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов:
«ма-ма», «ба-ба», «да-да».
К 2 годам малышу доступны звуки: [н], [в], [ф], [г], [к], [х].
В 3 года появляются звуки: [й], [л], [с], [ы].
В 3,5 года в речь ребёнка добавляются звуки: [з], [ц].
К 4,5 – 5 годам появляются шипящие звуки: [ш], [ж], [ч], [щ] и
сонорные звуки [р], [л].
Фонетические
особенности речи детей 2-3 лет
В целом дети этого возраста
осваивают звукопроизношение. Например, чётко произносятся гласные звуки [а], [о],
[у], [и], [э], также согласные [м], [п], [б], [т], [д], [н], [в], [ф], [к], [г],
[х].
Но
их речь имеет ряд особенностей:
1. Общая смягчённость речи: зюк
(жук), сенок (щенок), дяй (дай), тям (там), сёнтик (зонтик).
2. Замена звуков [к] и [г] звуками [т]
и [д] («таша» вместо «каша», «тусь» вместо «гусь»), иногда – замена звука х
звуком к (калат).
3. Замена звонких звуков глухими.
4. Многие трёхлетки не произносят
шипящие звуки, заменяя их свистящими (сапка, Маса).
5. Звука [ц], как правило, нет, его
заменяют звуки [с], [ть] (сапля, тьветок).
6. Не произносят звук [р], искажают
звук [л].
7. Наблюдается укороченный речевой
выдох.
8. Дети не умеют говорить шёпотом.
Фонетические
особенности речи детей 4 лет
1. Сокращение слов («тул» вместо
«стул», «весипед» вместо «велосипед»).
2. Перестановка слогов и звуков
(«до сир пок» вместо «до сих пор», «свабдя» вместо «свадьба»).
3. Уподобление одного звука другим
(«бабака» - сабака).
Из фонетических особенностей
вытекают основные задачи развития правильного звукопроизношения в возрасте 3-4
лет:
1. Преодоление смягчённости
произношения.
2. Формирование внятного
произношения гласных звуков: а, у, о, и, э.
3. Уточнение и закрепление
произношения согласных звуков.
М. Е. Хватцев рекомендует следующую
последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков: [п
– б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц].
А. И. Максаков предлагает работать
над согласными в таком порядке: [м, п, б, т, д, н, к, г, х] (твёрдые и мягкие)
4. Развитие речевого дыхания,
слухового внимания и фонематического слуха.
5. Развитие моторики речевого
аппарата.
6. Подготовка артикуляционного
аппарата к произношению шипящих [ж, ш, ч, щ] и сонорных [л, р] звуков.
Фонематические
особенности речи детей 4-5 лет
1. Неустойчивость произношения: в
одном звукосочетании ребёнок правильно произносит звуки, а в другом –
неправильно.
2. «Переупотребление звука» (даже
там, где не надо, вместо старого звука-заменителя ставится вновь усвоенный звук
– «шлон», «шобака»).
3. У части детей наблюдается
несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных [р], [л] звуков.
4. При развитом фонематическом
слухе наблюдается недостаточное развитие артикуляционного аппарата.
5. Ребёнок начинает осознавать свои
произносительные умения.
Задачи
развития фонетической стороны речи у детей 4-5 лет
1. Научить детей правильно
произносить все звуки родного языка.
2. Устранить дефекты в произношении
свистящих, шипящих и сонорных [р], [л] звуков.
3. Продолжать работу над дикцией,
развитием фонематического слуха и интонационной выразительностью речи.
Таким
образом, к особенностям развития звуковой культуры речи детей относятся
1. Неустойчивость артикуляции при произношении
звуков. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а
постепенно, через промежуточные, переходные звуки.
2. Большое значение имеет смена
«звуков-заместителей» (отсутствующие в произношении звуки в процессе развития
речи замещаются другими звуками).
3. Овладение новым типом
артикуляции порождает ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении
появляется лишь в части слов, а в других словах остаётся заместитель.
4. При переходе к правильному
произношению звуков дети начинают пользоваться ими где надо и где не надо,
заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. (Если раньше
было: «свинка», «волосы», «суба», «саски», то после овладения звуком [ш]
становится: «шуба», «шашки», но и «швинка», «волоши»).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.05.2025
Дата обновления: 28.05.2025
Дата публикации: 28.05.2025