Формирование правильного произношения
28.05.2025
Для
формирования правильного звукопроизношения и словопроизношения необходимо
развитие трёх компонентов:
- речевого слуха,
- речевого дыхания,
- моторики артикуляционного
аппарата.
В связи с этим работа должна
проводиться по двум направлениям: развитие
речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата,
речевого дыхания) и развитие восприятия
речи (слухового внимания, речевого слуха).
Обучение правильному
звукопроизношению осуществляется поэтапно. Сначала необходимо подготовить к работе
речедвигательный аппарат, его моторику, а также поработать с речевым слухом и
речевым дыханием.
1. На этом этапе мы развиваем
речевой аппарат в целом,
работаем над подвижностью и гибкостью органов артикуляции. Для этого нужно
систематически проводить артикуляционную гимнастику, делая упражнения,
направленные на тренировку мышц языка, на подвижность губ, челюстей, щёк:
«Оближи губы в варенье»,
«Покажи, как котик пьёт молочко
язычком из миски»,
«Преврати язычок в иголочку, в
лопатку»,
Игры «Зоопарк», «Весёлое зеркальце»
и т.п.
2. Выполняйте также упражнение на
выработку речевого выдоха:
«Сдуй снежинки» (кусочки ваты),
«Подуй на лодочку (или уточку),
плавающую в воде»,
«Задуй в ворота поролоновый мячик»
и т.п.
При выполнении дыхательных
упражнений следите за тем, чтобы ребёнок не уставал. Упражнения проводятся сидя
и длятся от 30 до 90 секунд, не более.
3. Развитию моторики
артикуляционного аппарата служат также различные игры:
«Спой песенку волка и волчонка»,
«Покажи, как звенит колокольчик
(«динь-динь») и стучит барабан («бам-бам»)»,
«Спой песенку самолёта «ш-ш-ш»,
«у-у-у»»,
«Спой, как лягушка «ква», тихо и
громко»,
«Пожужжи вместе с жуком»,
«Покажи, как мальчик забивает
гвозди, скажи «тук-тук!»»,
«Покажи, как скачет мячик.
(«Прыг-скок»). «Как кричит лошадка?», «Поцокай, как лошадка», «Порычи, как
лев»,
«Спой песенку жука, пчелы,
комарика»,
«Покажи, как пожарные тушат огонь:
ш-ш-ш-ш»
«Вспомни, как кричит сова, кукушка,
стучит дятел».
4. Для развития речевого слуха
можно проводить следующие игры:
«Угадай, чей голосок?» (водящий не
глядя угадывает товарища по голосу),
«Эхо»,
«Слушай и выполняй» (совершение
определённых действий по словесной инструкции).
Когда артикуляционный аппарат
подготовлен и достаточно развит речевой слух, следует становление звуков речи,
их закрепление и автоматизация.
Ещё несколько важных советов по
развитию детской речи:
1. Прежде всего, много и активно
общайтесь с малышом. Создайте «речевую атмосферу». Чем больше слов слышит,
понимает и правильно употребляет ребёнок, тем быстрее развиваются его речь и
мышление.
2. Говорите с малышом эмоционально,
голос должен звучать спокойно и доброжелательно, быть тёплым.
3. Очень важно, чтобы между
взрослым и ребёнком возникал диалог. Ребёнку важно, но недостаточно просто
слышать слова и запоминать их, ему необходимо участвовать в диалоге. Почему?
Потому что слова, обращённые лично к малышу и требующие ответа, затрагивают его
волю, активизируют его сознание, что в целом, безусловно, способствует развитию
мышления и речи.
4. Чётко произносите слова. Не
умиляйтесь тому, что ребёнок какие-то слова произносит неправильно. Обязательно
поправляйте его, проговаривая это слово правильно.
5. Не старайтесь показать малышу,
что вы понимаете его с полуслова. Не говорите за него, ведь в этом случае
ребёнок решает, что в словах нет необходимости. Побуждайте ребёнка к тому,
чтобы он проговаривал слова чётко и понятно.
6. Обязательно играйте с малышом,
ведь игра – это ведущая деятельность. В процессе игры проговаривайте действия
всех героев, говорите с ребёнком так же, как бы вы говорили со взрослым.
Уважайте его личность, интересы и потребности.
7. Формирование речи зависит не
только от общения, но и от двигательной сферы. С речевой функцией тесно связана
мелкая моторика, то есть тонкие движения пальцев рук. Это связано с тем, что в
головном мозге центр развития речи находится в непосредственной близости с
центром, отвечающим за развитие мелкой моторики. И активизация центра мелкой
моторики влечёт за собой активизацию речевой функции. Вот почему для развития
речи так важны пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, массаж ладоней.
8. Головной мозг, слух и
артикуляционный аппарат должны достичь определённого уровня развития, чтобы
ребёнок заговорил чётко и правильно. Это сложный процесс. Поэтому не форсируйте
события, не требуйте от ребёнка больше того, что он в данный момент может
сделать, будьте терпеливы и доброжелательны.
9. Прислушивайтесь к малышу, идите
за его потребностями. Если вы будете достаточно внимательны, он сам подскажет,
что ему в данный момент необходимо, в каком роде деятельности он испытывает
потребность. Всё должно идти естественным путём, реализуя дидактический принцип
природосообразности.
10. Всегда радуйтесь успехам
ребёнка, хвалите за его достижения, формируйте его убеждение в вашей
безусловной любви.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.05.2025
Дата обновления: 28.05.2025
Дата публикации: 28.05.2025