Формирование правильного произношения

28.05.2025

Для формирования правильного звукопроизношения и словопроизношения необходимо развитие трёх компонентов:

- речевого слуха,

- речевого дыхания,

- моторики артикуляционного аппарата.

В связи с этим работа должна проводиться по двум направлениям: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха).

Обучение правильному звукопроизношению осуществляется поэтапно. Сначала необходимо подготовить к работе речедвигательный аппарат, его моторику, а также поработать с речевым слухом и речевым дыханием.

1. На этом этапе мы развиваем речевой аппарат в целом, работаем над подвижностью и гибкостью органов артикуляции. Для этого нужно систематически проводить артикуляционную гимнастику, делая упражнения, направленные на тренировку мышц языка, на подвижность губ, челюстей, щёк:

«Оближи губы в варенье»,

«Покажи, как котик пьёт молочко язычком из миски»,

«Преврати язычок в иголочку, в лопатку»,

Игры «Зоопарк», «Весёлое зеркальце» и т.п.

2. Выполняйте также упражнение на выработку речевого выдоха:

«Сдуй снежинки» (кусочки ваты),

«Подуй на лодочку (или уточку), плавающую в воде»,

«Задуй в ворота поролоновый мячик» и т.п.

При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы ребёнок не уставал. Упражнения проводятся сидя и длятся от 30 до 90 секунд, не более.

3. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат также различные игры:

«Спой песенку волка и волчонка»,

«Покажи, как звенит колокольчик («динь-динь») и стучит барабан («бам-бам»)»,

«Спой песенку самолёта «ш-ш-ш», «у-у-у»»,

«Спой, как лягушка «ква», тихо и громко»,

«Пожужжи вместе с жуком»,

«Покажи, как мальчик забивает гвозди, скажи «тук-тук!»»,

«Покажи, как скачет мячик. («Прыг-скок»). «Как кричит лошадка?», «Поцокай, как лошадка», «Порычи, как лев»,Хочу такой сайт

«Спой песенку жука, пчелы, комарика»,

«Покажи, как пожарные тушат огонь: ш-ш-ш-ш»

«Вспомни, как кричит сова, кукушка, стучит дятел».

4. Для развития речевого слуха можно проводить следующие игры:

«Угадай, чей голосок?» (водящий не глядя угадывает товарища по голосу),

«Эхо»,

«Слушай и выполняй» (совершение определённых действий по словесной инструкции).

Когда артикуляционный аппарат подготовлен и достаточно развит речевой слух, следует становление звуков речи, их закрепление и автоматизация.

Ещё несколько важных советов по развитию детской речи:

1. Прежде всего, много и активно общайтесь с малышом. Создайте «речевую атмосферу». Чем больше слов слышит, понимает и правильно употребляет ребёнок, тем быстрее развиваются его речь и мышление.

2. Говорите с малышом эмоционально, голос должен звучать спокойно и доброжелательно, быть тёплым.

3. Очень важно, чтобы между взрослым и ребёнком возникал диалог. Ребёнку важно, но недостаточно просто слышать слова и запоминать их, ему необходимо участвовать в диалоге. Почему? Потому что слова, обращённые лично к малышу и требующие ответа, затрагивают его волю, активизируют его сознание, что в целом, безусловно, способствует развитию мышления и речи.

4. Чётко произносите слова. Не умиляйтесь тому, что ребёнок какие-то слова произносит неправильно. Обязательно поправляйте его, проговаривая это слово правильно.

5. Не старайтесь показать малышу, что вы понимаете его с полуслова. Не говорите за него, ведь в этом случае ребёнок решает, что в словах нет необходимости. Побуждайте ребёнка к тому, чтобы он проговаривал слова чётко и понятно.

6. Обязательно играйте с малышом, ведь игра – это ведущая деятельность. В процессе игры проговаривайте действия всех героев, говорите с ребёнком так же, как бы вы говорили со взрослым. Уважайте его личность, интересы и потребности.

7. Формирование речи зависит не только от общения, но и от двигательной сферы. С речевой функцией тесно связана мелкая моторика, то есть тонкие движения пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге центр развития речи находится в непосредственной близости с центром, отвечающим за развитие мелкой моторики. И активизация центра мелкой моторики влечёт за собой активизацию речевой функции. Вот почему для развития речи так важны пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, массаж ладоней.

8. Головной мозг, слух и артикуляционный аппарат должны достичь определённого уровня развития, чтобы ребёнок заговорил чётко и правильно. Это сложный процесс. Поэтому не форсируйте события, не требуйте от ребёнка больше того, что он в данный момент может сделать, будьте терпеливы и доброжелательны.

9. Прислушивайтесь к малышу, идите за его потребностями. Если вы будете достаточно внимательны, он сам подскажет, что ему в данный момент необходимо, в каком роде деятельности он испытывает потребность. Всё должно идти естественным путём, реализуя дидактический принцип природосообразности.

10. Всегда радуйтесь успехам ребёнка, хвалите за его достижения, формируйте его убеждение в вашей безусловной любви.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.05.2025

Дата обновления: 28.05.2025

Дата публикации: 28.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».