"Дидактические игры для развития у детей тактильно-двигательного восприятия, которые Вы можете применять дома!"
04.09.2025
Один из основных
способов развития тактильного восприятия – дидактические игры. В играх
приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного
восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку, платок,
шапку–ушанку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.
Предлагаю некоторые из них Вашему вниманию.
Поймай
игрушку
Цель: определение
места прикосновения к телу.
Оборудование: мягкая
игрушка кошки (мокрая рыбка, колючий ежик и пр.).
Содержание: ребенок
закрывает глаза. Взрослый касается разных частей тела ребенка мягкой игрушкой и
просит его определить, где кошка.
Чудесный
мешочек
Цель: нахождение
знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный
мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические
фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Содержание: в
непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не
заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Узнай
фигуру
Цель: нахождение
геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Оборудование: непрозрачный
мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики,
конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
Содержание: в
непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор
находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в
мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал взрослый.
Кто
быстрее
Цель: нахождение
предметов на ощупь по инструкции педагога.
Оборудование: непрозрачный
мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты,
орехи и др.).
Содержание: игра
проводится в парах. У каждого участника - непрозрачный мешочек, наполненный
мелкими предметами. Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать
названный педагогом предмет.
Определи
на ощупь
Цель: определение
отличий знакомых предметов на ощупь;
сравнение предметов на
ощупь по длине, величине, ширине.
Оборудование: непрозрачный
мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий
карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
Содержание: в
непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь
определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий;
пуговица большая и т.д.
Собери
матрешку
Цель: определение
величины знакомых игрушек на ощупь.
Оборудование: две
матрешки-вкладыши.
Содержание: игра
проводится в парах. У каждого участника - разобранная матрешка. Игроки с
закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.
Платочек
для куклы
Цель: определение
фактуры материала на ощупь.
Оборудование: непрозрачный
мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Содержание: ребенок
рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в
непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек
для каждой куклы.
Угадай
на ощупь, из чего сделан предмет
Цель: определение
фактуры материала на ощупь.
Оборудование: набор
предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный
брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные
перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).
Содержание: на
столе находится набор предметов. Взрослый просит ребенка ощупать предметы и
определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок
закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
Угадай,
из чего сделан предмет
Цель: определение
фактуры материала при прикосновении.
Оборудование: набор
предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа,
дерево, пластмасса, металл).
Содержание: на
столе находится набор предметов. Взрослый просит ребенка ощупать предметы и
определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок
закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он
сделан. Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой,
липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.
Узнай
предмет по контуру
Цель: определение
предмета по контуру.
Оборудование: лист
бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик,
рыбка, зайчик, птичка и др.).
Содержание: ребенок
закрывает глаза. Взрослый дает ему в руки вырезанную из картона фигурку и
спрашивает, что это за предмет.
Отгадай
цифру (букву)
Цель: определение
знаков при помощи тактильных ощущений.
Содержание: ребенок
закрывает глаза. Взрослый обратной стороной карандаша или пальцем пишет цифру
(букву) на ладошке (на спине) ребенка и просит определить и назвать ее.
Золушка
Цель: различение
мелких предметов на ощупь.
Оборудование: повязка
на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на
секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).
Содержание: дети
(2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью
зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время
должны разобрать семена.
Можно использовать
крупные и мелкие пуговицы.
Догадайся,
что за предмет
Цель: определение
знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: тонкая
непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка,
мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).
Содержание: на
столе находится набор предметов, накрытых салфеткой. Взрослый просит ребенка
ощупать предметы через салфетку, определить и назвать их.
Пирожки
Цель: развитие
осязательных ощущений руки.
Оборудование: пирожок
- две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен
горох, фасоль или греча).
Содержание: взрослый
дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами
поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке.
Лучше предложить
несколько пирожков с разной начинкой.
В
то же время есть свойства предметов, которые воспринимаются только тактильно.
Это температура, вес, качество поверхности.
Приведу примеры
упражнений.
Холодно
- тепло - горячо
Цель: определение
температуры воды на ощупь.
Оборудование: три
миски с водой (холодной, теплой, горячей).
Содержание: на
столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская
ладошки в миски, определяет, где какая
вода.
Упражнения
по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):
называние
пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок
его показывает и называет);
ощупывание
фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же
или другой рукой;
ощупывание
фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или
другой рукой;
опознание
фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.
Следует
учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной
чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.
Сенсорная
тропа для ног
Цель: развитие
тактильной чувствительности ступней ног.
Оборудование: сенсорная
тропа - дорожка из ковролина , на которой с помощью липучек закреплены
отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными
наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.)
или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.
Содержание: взрослый
предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.09.2025
Дата обновления: 04.09.2025
Дата публикации: 04.09.2025