Рекомендации по чтению художественной литературы детям 4-5 лет
11.09.2025
Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Детям 5 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!
Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время
чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова,
отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно
предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки
стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и
прозы. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все
знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя
читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений,
чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет,
и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные
чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок
запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность:
читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и
т.д.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните,
как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес
к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга -
это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно
возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать
страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время
чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли
видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти
формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку
ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью
русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать
возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча
«слушать себя».
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости
от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом
характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не
«перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении
нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать
всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко
перескажите окончание. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.
Может быть, для Родителей это и скучновато, но для него - нет.
7. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный
ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок
научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись
к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку
самому выбирать книги.
9. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку.
Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги
следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно.
10. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились
в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте
прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
11. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова
и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз
раскрывая что-то новое. Не спешите расстаться с прочитанной книгой: Самый
простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам),
нарисовать портреты полюбившихся героев. Можно «оживить» героев книг, вылепив
их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и
картона и т. д. А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть
в нем любимые сказки. И, конечно, если вам и вашим детям не хочется
расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать
новую.
Перечень
детской художественной литературы рекомендованной к чтению:
Русские народные и зарубежные сказки:
1 «Про Иванушку - дурачка» русская народная, в обр.
М.Горького;
2 «Лисичка – сестричка и волк» русская народная в обр.
М. Булатова;
3 «Зимовье» русская народная в обр. И.Соколова -
Микитова;
4 «Привередница» русская народная в обр. В.Даля;
5 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская
народная в обр.
А.Н.Толстого;
6 «Лиса и козёл» русская народная в обр. О. Капицы;
7 «Лисичка со скалочкой» русская народная в обр. М.
Булатова;
8 «Жихарка» русская народная в обр. И. Карнауховой;
9 «Смоляной бычок»
10 «Заяц-хваста».
11 «Чудесные лапоточки» русская народная в обр. Н.
Колпаковой;
12 «Война грибов с ягодами» русская народная в обр.
В.Даля;
13 «Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная в
обр. О. Капицы;
14 «Лиса – лапотница» русская народная в обр. В.Даля;
15 «Хитрая лиса» корякская;
16 «Страшный гость» алтайская;
17 «Пастушок с дудочкой» уйгурская;
18 «Три брата» хакасская;
19 «Травкин хвостик» эскимосская;
20 «Как собака друга искала» мордовская;
21 «Колосок» украинская;
22 «Три поросёнка» английская;
23 «Врун», «Ивовый роток» японская;
24 «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого),
25 «Хвосты», «Снегурочка» (в обр. Л.Н. Елисеевой),
26 «Пастушья дудочка»,
27 «Коза-дереза»
28 «У страха глаза велики» (в обр. М.М. Серовой),
29 «Гуси-лебеди»,
30 «Лиса и журавль» (рис. Рачева),
31 «Два жадных медвежонка» (венг.),
32 «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.)
Авторские сказки:
33 В.Г. Сутеев. «Под грибом», «Палочка-выручалочка»,
«Разные колёса»,
«Мешок яблок»;
34 В.В. Бианки. «Лесной колобок-колючий бок»;
35 К.И. Чуковский. «Доктор Айболит»;
36 С.Л. Прокофьева. «Великие холода», «Сказка о грубом
слове «уходи»»;
37 Н.К. Абрамцева. «Чудеса, да и только», «Новогодние
подарки»;
38 Т.И. Александрова. «Хрюшка и Чушка»;
39 М.С. Пляцковский. «Как щенок Тявка учился кукарекать»;
40 С.Г. Козлов. «Зимняя сказка», «Как Ослик, Ежик и
Медвежонок
встречали Новый год»;
41 сказки Г.Б. Остера из цикла «Котенок по имени Гав»,
«Зарядка для
хвоста»;
42 .В. Заходер. «Ма-Тари-Кари», «Русачок»;
43 А.А. Усачев. «Про умную собачку Соню»;
44 Б. Поттер. «Сказки о кролике Питере» (англ.);
45 Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим»,
46 А. Прейсен. «Веселый Новый год» (норв.);
47 Д.Дональдсон «Груффало»;
48 «Заяц и ёж», «Бременские музыканты», «Горшок каши»
бр. Гримм;
49 «Красная шапочка» Ш.Перро;
50 Г-Х Андерсен «Дюймовочка».
Поэтические произведения классиков:
1.К.Д.Бальмонт «На иве распустились почки» (отрывок из
стихотворения
«Россия»);
2 А. Фет « маленькое солнце»,
3 В.А. Жуковский «Птичка»,
4 А.Н. Плещеев «Сельская песенка»,
5 И.З. Суриков «Зима»,
Произведения современных детских поэтов:
6 А.Л. Барто. «Игра в стадо», «Жил на свете самосвал»,
«Игра в стадо»,
«Девочка-ревушка»;
7 Л.В. Зубкова. «Лаповички»;
8 С.Н. Михалков. «Дядя Степа – милиционер»;
9 В.Д. Берестов. «Новогоднее происшествие»;
10 В.В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое
плохо»;
11 Д.И. Хармс. «Иван Иваныч Самовар»;
12 К.И. Чуковский. «Федорино горе», «Радость»,
«Чудо-дерево» (рис.
Коношевича); «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» «Айболит» и
др.
13 С.Я. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая
сказка», «Почта»,
«Перчатки»;
14 А.А. Усачев. «Поливальная машина»;
15 Э.Н. Успенский. «Разноцветная семейка» и др
.
Проза:
1 Рассказы о природе: В.Р. Зотов. «Дятел»,
«Заяц-беляк»;
2 Н.И. Сладков. «Синичий запас», «Белкин мухомор»;
3 И.С. Соколов-Микитов. «Белка»;
4 Г.Я. Снегирев. «Как звери и птицы к зиме готовятся»,
«Бобровая хатка», «Скворец»;
5 Н.И. Сладков. «Отчаянный заяц», «Весенние ручьи»,
«Гнездо»;
6 В.В. Бианки. «Мишка Башка». Рассказы о детях:
7 Н.Н. Носов. «Затейники», «На горке»;
8 М.М. Зощенко. «Глупая история», «Острое поросячье
заболевание»;
9 С.Г. Георгиев. «Три снеговика»,
10 Е.А. Пермяк. «Как Маша стала большой»,
11Л.Н.Толстой«Филиппок»,«Птичка»,«Котенок».
12. Н.Носов «Живая шляпа», Как
Незнайка был
музыкантом», 13.Е.Чарушин«Волчишко»
Малые формы фольклора: колыбельные, заклички,
прибаутки, народные
песенки, заклички, загадки, потешки.
Лучшие
книги для детей 4-5 лет
- Александрова Т. — Домовенок Кузька
- Андерсен Г.Х. — Снежная королева
- Баум Л.Ф. — Волшебник страны Оз
- Бонд М. — Медвежонок по имени Паддингтон
- Барри Дж. — Питэр Пэн
- Вестли А.К. — Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик
- Волков А. — Волшебник Изумрудного города
- Гофман Э. — Щелкунчик и Мышиный король
- Дружков Ю. — Приключения Карандаша и Самоделкина
- Киплинг Р.— Маугли, Рикки-Тики-Тави
- Коллоди К. — Пиноккио
- Кэролл Л. — Алиса в стране чудес
- Лагерлеф С. — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
- Лунин В. — Приключения сдобной Лизы
- Милн А. — Винни Пух и все все все
- Носов Н. — Незнайка и его друзья, Незнайка в Солнечном
городе, Незнайка на луне
- Пройслер О. — Маленькая Баба Яга
- Прокофьева С. — Клад под старым дубом
- Свифт Дж. — Гулливер в стране Лиллипутов
- Родари Дж. — Приключения Чиполлино
- Токмакова И. — Про Алю, Кляксича и Вреднюгу, Маруся еще вернется
- Толстой А. — Золотой ключик, или Приключения Буратино
- Михеева Т. — Бельчонок Тинки
- Путилина В. — Приключения Дук-ду
- Хэррот Д. — Детям. Рассказы о животных
- Уильямс Э. — Плюшевый заяц
- Чарушин Е. — Тюпа и Томка
- Рауд Э. — Сипсик
- Цыферов Г. — Жил на свете слонёнок
- Биссет Д. — Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.09.2025
Дата обновления: 11.09.2025
Дата публикации: 11.09.2025