"РОТОВОЕ ДЫХАНИЕ - чем опасно и что делать"

03.10.2025

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам, увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух.

Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

 

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания - они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаясь поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

 

Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.

Привычное отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.

Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. 

Причины

Ротовое или смешанное дыхание в норме возникает в период активной физической нагрузки, спортивных занятий. В остальных случаях привычка дышать через рот является патологической, она может быть связанна со следующими состояниями:

·       ЛОР-заболевания. Наиболее часто ребенок или взрослый дышит ртом вследствие хронической инфекции (ринит, синусит, аденоидит), образований назофарингеальной области (полипы, аденоиды), других заболеваний назальной полости (гипертрофии носовых раковин, искривление перегородки носа, вазомоторный и аллергический ринит). Во всех перечисленных случаях носовое дыхание становится невозможным, что вынуждает человека постоянно дышать ртом.

·       Стоматологические патологии. Причиной ротового дыхания может являться укороченная подъязычная уздечка, нарушенный прикус и другие зубочелюстные аномалии, которые обусловливают слабость круговой мышцы рта и препятствуют смыканию губ в покое.

·       Неправильный стереотип дыхания. Как патологическая привычка (при отсутствии органических причин) ротовое дыхание формируется вследствие заложенности носа при частых ОРВИ, неправильной позы во время сна и бодрствования (привычка спать с запрокинутой головой, сутулиться), привычного межзубного положения языка. Аномальный дыхательный стереотип часто сохраняется у детей, перенесших операцию по удалению аденоидов.

 

Факторы риска

Ротовой тип дыхания чаще встречается у детей, имеющих в анамнезе следующие патологические факторы:

·       вредные оральные привычки (длительное сосание пустышки, сосание губы, пальца, других посторонних предметов);

·       миофункциональные нарушения (инфантильное глотание, слабость жевательных мышц при длительном кормлении жидкой пищей);

·       неврологические патологии (парез артикуляционной и мимической мускулатуры при ДЦП).

 

Последствия ротового дыханияХочу такой сайт

Дети, страдающие привычным дыханием через рот, имеют характерный аденоидный тип лица: рот приоткрыт (верхняя губа приподнята, нижняя челюсть отвисает, образуется второй подбородок), носогубные складки сглажены, мимика не выражена. В 2-3 раза чаще у них формируются зубочелюстные аномалии, ранний кариес. Межзубное прокладывание языка препятствует нормальному прорезыванию фронтальных зубов. Сухость слизистых приводит к появлению трещин на красной кайме губ.

Недоразвитие нижней челюсти способствует неправильному положению головы относительно оси позвоночника (голова наклонена и выдвинута вперед), как следствие ‒ нарушению осанки, недоразвитию грудной клетки. Результатом хронически испытываемой гипоксии становится ослаблении памяти, снижение концентрации внимания, рассеянность, снижение толерантности к физическим и умственным нагрузкам, плохая школьная успеваемость. Дети могут быть как гипоактивны, так и гиперактивны, расторможены. Возможна задержка психосоматического развития ребенка.

При пережевывании пищи происходят кратковременные остановки дыхания. Ротовое дыхание в ночное время сопровождается храпом, апноэ во сне. Вследствие непроходимости носа отмечается назализация голоса, нечеткое произношение звуков, страдает просодия и внятность речи. Затрудняется фонематический анализ.

Диагностика

С целью выяснения причин и последствий ротового дыхания необходим комплексный осмотр ребенка детским оториноларингологом, ортодонтом, логопедом. Внимательно изучаются жалобы родителей, тщательно собирается анамнез, проводится общеклинический осмотр. Объективные методы исследования включают:

·       Исследование функции носа. Для уточнения проходимости носа проводят пробу Воячека: одну ноздрю зажимают, ко второй подносят вату (нитку из марли, полоску бумаги) – по ее колебаниям судят о наличии и характере носового дыхания. При проведении пробы с удержанием воды в полости рта пациенты, дышащие ртом, вынуждены быстро ее проглатывать.

·                  Стоматологическое обследование. На приеме у ортодонта изучают лицевой профиль, проводят осмотр полости рта, альвеолярных отростков и зубных рядов.

 

Лечение

Устранение причины ротового дыхания

Если непроходимость носа и ротовое дыхание вызваны органическими причинами, на начальном этапе рекомендуется радикальное устранение этиологического фактора. Характер оперативного вмешательства зависит от выявленной патологии.

Формирование носового дыхания

Поскольку даже после устранения ЛОР-патологии привычка дышать ртом часто остается, параллельно с основным лечением назначается комплекс мероприятий по формированию физиологического дыхания через нос. Работа по коррекции ротового дыхания включает:

·       Использование миофункциональных аппаратов: вестибулярных пластинок, трейнеров;

·       Специальные упражнения: миогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика, ЛФК;

·       Логопедические занятия: упражнения на развитии фонематического слуха, просодики, логопедический массаж;

·       Ортодонтическая коррекция неправильного прикуса: съемные аппараты, брекеты.

 

Ротовое дыхание – это патологический тип дыхания, при котором в любых условиях вдох и выдох совершается через приоткрытый рот. Губы и зубы при этом разомкнуты, нижняя челюсть опущена, язык лежит межзубно или на дне полости рта, дыхание шумное. Дыхание ртом приводит к нарушениям развития челюстно-лицевой области, речи, лицевой эстетики. Диагностируется с помощью осмотра и специальных проб, для выяснения причин проводится стоматологическое и ЛОР-обследование. Коррекция включает восстановление проходимости носа, ношение вестибулярных пластинок, миофункциональную и дыхательную гимнастику.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.09.2025

Дата обновления: 23.09.2025

Дата публикации: 03.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».