Причины тяжёлых нарушений речи
11.01.2024
Речь – великий дар природы, благодаря
которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
Ребёнок с развитой речью, с богатым
словарным запасом, может выражать свои мысли, желания, проявлять инициативу и самостоятельность.
В общении активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, на сегодняшний день проблема
речевого развития детей очень актуальна. Процент детей с тяжёлыми нарушениями
речи (ТНР) неукоснительно растёт. По результатам диагностического обследования
64 ребёнка имеют проблемы речевого развития.
К сожалению, проблемы с речью имеют
различную природу. Есть нарушения, которые корректировать без вмешательства
медицинских специалистов невозможно.
Причины тяжёлых нарушений речи:
1.
Органические поражения центральной нервной
системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на
развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития:
·
влияние острых и хронических инфекций;
·
кислородная недостаточность (гипоксия,
асфиксия);
·
интоксикации;
·
токсикоз беременности;
·
несовместимость по резус – фактору;
·
родовая травма;
2.
Инфекционные заболевания нервной системы в
первые годы жизни ребёнка.
При первых же подозрениях на тяжёлое
нарушение речи у ребёнка для обследования необходимо посетить детского
невролога, логопеда. При своевременном обращении к специалистам, вовремя
проведённых лечебно – реабилитационных мероприятий, проблемы речевых нарушений
к школе корректируются.
Пример. Девочка Юля Ш. У мамы
беременность протекала на фоне угрозы выкидыша. Роды в 39 недель, слабость
родовой деятельности, стимуляция, обвитие пуповиной. Раннее физическое развитие
соответствует возрасту. Речевой анамнез: гуление – с 3 мес., лепет – с 6 мес.,
первые слова – к году. В возрасте 12 мес. переболела о. бронхитом, после
появились аденоиды. Речевое развитие остановилось. Фразы появились в 2г. 4
мес., предложения после 3 лет. Речь для окружающих была непонятна. В анамнезе
частые ОРВИ, ангины, удаление аденоидов в 5 лет. С рождения регулярно наблюдались и получали
лечение у невропатолога, логопедические
занятия с 4 лет. К 7 годам речь у девочки чистая, в школе училась хорошо.
При несвоевременном выявлении, отсутствии
и недостаточности проведения лечебно – реабилитационных мероприятий тяжёлое
нарушение речи приводит к ограничениям общения и обучения, к нарушениям
социализации и дезадаптации в обществе. Нарушения речи отрицательно влияют на
эмоционально – волевую сферу ребёнка, его самооценку, на формирование личностных
черт. Плохо говорящие дети, начиная
осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,
нерешительными, замкнутыми.
Им значительно сложнее, а иной раз просто
невозможно, достичь успеха в жизни.
Пример. Мальчик Серёжа М. Со слов мамы,
беременность и роды протекали без отклонений. Раннее физическое развитие
соответствует возрасту. Речевой анамнез: гуление – с 3 мес., лепет – с 6 мес.,
первые слова – к 1г. 6 мес. В возрасте 12 мес. переболел ангиной, на фоне
высокой температуры были судороги. Речевое развитие остановилось. Фраза
появилась к 3 годам. В анамнезе частые ОРВИ с высокой температурой. У
невропатолога не наблюдались, лечение не получали. Коррекционная работа
проводилась в течение года, но домашние задания выполнялись нерегулярно. По
результатам ПМПК перед школой родителям ребенка было рекомендовано обучение по
адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. В настоящее время ребенок обучается по
программе коррекции.
Уважаемые родители!
Успешное будущее Ваших детей в Ваших руках!
Учитель-логопед Шанаурина А.Р.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2024
Дата обновления: 12.01.2024
Дата публикации: 11.01.2024