В чём заключается работа логопеда?

28.05.2024

В чём заключается работа логопеда? Многие думают, что логопед ставит только звуки. И до недавнего времени, в основном, так и было. Но в последние 25 - 30 лет отмечается рост количества детей с тяжёлым нарушением речи, когда необходим комплексный подход, т. е. коррекция всех сторон речи. Это не только коррекция звукопроизношения, но и развитие импрессивной речи (понимание речи), формирование слоговой структуры речи, развитие фонематических процессов, формирование и активизация словаря, грамматического строя речи, связной речи, развитие правильного речевого дыхания.

Речевое дыхание имеет важное значение, т. к. является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. При неречевом (физиологическом) дыхании, вдох и выдох осуществляется через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием:

Ø    Общей ослабленности,

Ø    Аденоидов (разрастание глоточной миндалины, расположенной в носоглотке),

Ø    Различных сердечно – сосудистых заболеваний,

Ø    Челюстно – лицевых аномалий (например: расщелина верхнего нёба)

У детей отмечается неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, и это отрицательно влияет на развитие речи детей. Нарушается плавность речи, т. к. на середине фразы дети вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова. Иногда, чтобы закончить фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего их речь звучит нечётко, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, не соблюдая паузы.

Существуют специальные игровые упражнения, способствующие развитию  плавного удлинённого выдоха:

Ø    Дуть через соломинку в стакан с водой.

Ø    Дуть на разноцветные вертушки.

Ø    Игра на духовых музыкальных инструментах (например: дудочка)

Ø    Использование разных свистулек, дыхательных тренажёров.

Ø    Весной и летом, во время прогулки, дуть на одуванчики.Хочу такой сайт

Через участие в этих забавах, ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос, а выдох через рот.

ВАЖНО:

Ø    Следите, чтобы ребёнок на вдохе не поднимал плечи вверх, а на выдохе не надувал щёки. Это ослабляет интенсивность выдоха, происходит неправильное звукообразование.

Так же можно сделать игры своими руками. Например, из бумаги: это могут быть снежинки зимой, осенью разноцветные листья, овощи, фрукты, летом разные насекомые, птички. А так же кораблики в тазике с водой, самолётики.

Следующей задачей будет формирование умения произносить небольшие фразы на одном выдохе.

Для этого:

Ø    «Тянем» гласные на выдохе: кто дольше?

Ø    Пропевание цепочки гласных: АУ, АО, АУО и т.д.

Можно использовать приём движения с речью. Сделать вдох ртом и одновременно быстро поднять руки вверх, на выдохе начинаем пение и плавно опускаем руки вниз.

 

ВАШЕ ВНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ И ЖЕЛАНИЕ ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ ХОРОШО ЗАГОВОРИТЬ!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.05.2024

Дата обновления: 25.10.2024

Дата публикации: 28.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».