ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

03.03.2025

Прежде всего, давайте разберёмся, что следует понимать под речевым развитием ребёнка и из каких основных этапов оно состоит. Развитие речи начинается с первых дней жизни малыша. Доказано, что новорождённый отличает человеческий голос от других звуков окружающего мира и активно реагирует на него: смотрит на рот говорящего, поворачивает голову в сторону звучания человеческого голоса. Этот интерес к речи становится залогом будущего активного общения. Если ребёнок не реагирует на речь взрослого, стоит проконсультироваться со специалистом, поскольку такое поведение младенца может говорить о проблемах со слухом или каком-то заболевании.

Становление детской речи проходит несколько этапов.

1-й этап – подготовительный, или доречевой. Он длится от рождения малыша и примерно до года.

В течение первого года жизни у ребёнка:

v формируется понимание речи: ребёнок указывает на те предметы, о которых идёт речь;

v через эмоциональное общение со взрослым идёт накопление словарного запаса, необходимого для будущего общения и активной речи;

v начинает развиваться речевой аппарат: дети стараются подражать услышанным звукам, появляется гуление (примерно к 3 месяцам) и лепетная речь (к 6-8 месяцам).

К концу первого года ребёнок уже умеет:

v произносить слоги та-та-та, га-га-га, которыми он пока заменяет: предметы или действия; например, ребёнок не может произнести слово «собака» и пока произносит его как «аба» или «ава»;

v повторять звуки и слоги, например, «голоса животных»: ав, мяу, га-га, ко-ко и т. п.;

v выражать весь спектр эмоций с помощью интонаций;

v запоминать название предметов и их назначение;

v выполнять простые просьбы взрослого, подкреплённые жестами.

2-й этап развития речи – словесный. Он ещё называется «этап первичного усвоения языка». Второй этап продолжается до конца второго года жизни малыша.Хочу такой сайт

Второй год жизни – важнейший период в детском развитии, так как в это время закладываются основы его будущей связной речи. Этот период называют сенситивным для развития речи, то есть наиболее благоприятным, поскольку к этому времени складываются все необходимые условия для формирования речевых функций, что делает малыша наиболее восприимчивым к речевой деятельности.

Что касается произношения, то к полутора годам ребёнок может назвать хотя бы один простой, знакомый ему предмет: соску, игрушку или чашку. В этот период мимика и жестовая речь становятся очень выразительными. Ребёнок одним слогом обозначает порой не только слово, но и целую фразу. Например, «да» означает не просто «дай», а требование «дай мне бутылочку (игрушку, книжку и т. д.)». При этом интонации могут быть самыми разными: от просительной до не терпящей возражений. Конечно, в этом возрасте понять его может только мама и другие близкие родственники. Но не стоит слишком стараться понимать особый язык ребёнка – это будет тормозить его речь. Лучше побуждать малыша произносить слово полностью, более четко и понятно выражать свои желания.

С полутора до двух лет интенсивно обогащается словарный запас малыша, и к концу второго года он составляет примерно 300 слов. Преимущественно это существительные, но не только – есть слова, выражающие действия и качества предметов. Отвечая на вопрос «Что это?», ребёнок двух лет правильно называет от 2 до 5 простых знакомых предметов (игрушки, посуда, одежда). К концу второго года при полноценном речевом развитии появляется и фразовая речь.

Кроме того, в этот период особенно бурно начинает развиваться фонематический слух: ребёнок учится различать по смыслу слова, похожие по звучанию.

3-й период развития речи – грамматический. Он продолжается с 3 до 5-6 лет. В это время ребёнок усваивает грамматику языка, овладевает правильным произнесением звуков, осваивает приёмы словообразования и способы построения предложений.

На третьем году жизни ребёнку нужно всё объяснять, проговаривать все свои действия. Если с малышом заниматься, он говорит всё лучше и хорошо понимает обращённую к нему речь. Словарный запас уже достигает 1200 – 1300 слов. Ребёнок использует почти все части речи. Звукопроизношение становится более чётким и понятным, но до идеала ещё далеко. Замечая неправильное произношение слов, следует тактично поправлять ребёнка, давая ему верный произносительный образец.

Замечено, что в этом возрасте малыш проговаривает все свои действия, словно бы говорит с самим собой. Так он бессознательно тренирует речевые навыки, обогащает словарный запас, поэтому не стоит цыкать на малыша, заставлять его замолчать, даже если подчас хочется побыть в тишине.

В этот период на родителей обрушиваются и многочисленные вопросы ребёнка: зачем, почему, когда, как? Это связано со скачком в развитии мыслительных функций: маленький почемучка научается сравнивать, сопоставлять, обобщать. И как бы вы не были заняты, старайтесь не отмахиваться от вопросов ребёнка, просто, но доступно объяснять причины событий и явлений, тем самым вы заложите основу для того, чтобы ваш малыш и в дальнейшем глубоко осмыслял всё происходящее.

Также в этом возрасте получают развитие фантазия, воображение, абстрактное мышление, что отражается и на детской игре: теперь ребёнку интересно играть по предварительному замыслу и выстраивать собственный игровой сюжет. Игры становятся ролевыми: ребёнок изображает взрослых, копирует их поведение, мимику, жесты и речь. Вот почему в этом возрасте речь наиболее эффективно развивается именно в ролевом взаимодействии. Если взрослый принимает участие в игре, озвучивает своих персонажей, проговаривает их действия, эмоционально окрашивая свой голос, – это обязательно даст свои положительные плоды.

А что же после 6 лет – речь больше не развивается? Разумеется, развивается. К 6 годам мы можем говорить о сформированности базовых основ родного языка, сама же речь и мышление продолжают развиваться как минимум до 25 лет и далее, поэтому и в 10, и в 20 лет не поздно начать работу над связной речью: много читать и вести дневниковые записи, которые необычайно способствуют осознанию своих чувств и развитию речи.

Просмотров всего: , сегодня:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ.docx (скачать)

Дата создания: 03.03.2025

Дата обновления: 03.03.2025

Дата публикации: 03.03.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».