ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
03.03.2025
Прежде всего,
давайте разберёмся, что следует понимать под речевым развитием ребёнка и из
каких основных этапов оно состоит. Развитие речи начинается с первых дней жизни
малыша. Доказано, что новорождённый отличает человеческий голос от других
звуков окружающего мира и активно реагирует на него: смотрит на рот говорящего,
поворачивает голову в сторону звучания человеческого голоса. Этот интерес к
речи становится залогом будущего активного общения. Если ребёнок не реагирует
на речь взрослого, стоит проконсультироваться со специалистом, поскольку такое
поведение младенца может говорить о проблемах со слухом или каком-то
заболевании.
Становление
детской речи проходит несколько этапов.
1-й этап – подготовительный,
или доречевой. Он длится от рождения малыша и
примерно до года.
В течение первого года жизни
у ребёнка:
v формируется
понимание речи: ребёнок указывает на те предметы, о которых идёт речь;
v через
эмоциональное общение со взрослым идёт накопление словарного запаса,
необходимого для будущего общения и активной речи;
v начинает
развиваться речевой аппарат: дети стараются подражать услышанным звукам,
появляется гуление (примерно к 3 месяцам) и лепетная речь (к 6-8 месяцам).
К концу первого года ребёнок уже умеет:
v произносить
слоги та-та-та, га-га-га, которыми он пока заменяет: предметы или действия;
например, ребёнок не может произнести слово «собака» и пока произносит его как
«аба» или «ава»;
v повторять
звуки и слоги, например, «голоса животных»: ав, мяу, га-га, ко-ко и т. п.;
v выражать
весь спектр эмоций с помощью интонаций;
v запоминать
название предметов и их назначение;
v выполнять
простые просьбы взрослого, подкреплённые жестами.
2-й этап
развития речи – словесный. Он ещё
называется «этап первичного усвоения языка». Второй этап продолжается до конца
второго года жизни малыша.
Второй год жизни –
важнейший период в детском развитии, так как в это время закладываются основы
его будущей связной речи. Этот период называют сенситивным для развития речи,
то есть наиболее благоприятным, поскольку к этому времени складываются все
необходимые условия для формирования речевых функций, что делает малыша
наиболее восприимчивым к речевой деятельности.
Что касается
произношения, то к полутора годам ребёнок может назвать хотя бы один простой,
знакомый ему предмет: соску, игрушку или чашку. В этот период мимика и жестовая
речь становятся очень выразительными. Ребёнок одним слогом обозначает порой не
только слово, но и целую фразу. Например, «да» означает не просто «дай», а
требование «дай мне бутылочку (игрушку, книжку и т. д.)». При этом интонации
могут быть самыми разными: от просительной до не терпящей возражений. Конечно,
в этом возрасте понять его может только мама и другие близкие родственники. Но
не стоит слишком стараться понимать особый язык ребёнка – это будет тормозить
его речь. Лучше побуждать малыша произносить слово полностью, более четко и
понятно выражать свои желания.
С полутора до двух лет интенсивно
обогащается словарный запас малыша, и к концу второго года он составляет
примерно 300 слов. Преимущественно это существительные, но не только – есть
слова, выражающие действия и качества предметов. Отвечая на вопрос «Что это?»,
ребёнок двух лет правильно называет от 2 до 5 простых знакомых предметов
(игрушки, посуда, одежда). К концу второго года при полноценном речевом
развитии появляется и фразовая речь.
Кроме того, в
этот период особенно бурно начинает развиваться фонематический слух: ребёнок
учится различать по смыслу слова, похожие по звучанию.
3-й период
развития речи – грамматический. Он продолжается
с 3 до 5-6 лет. В это время ребёнок усваивает грамматику языка, овладевает
правильным произнесением звуков, осваивает приёмы словообразования и способы
построения предложений.
На третьем году жизни
ребёнку нужно всё объяснять, проговаривать все свои действия. Если с малышом
заниматься, он говорит всё лучше и хорошо понимает обращённую к нему речь.
Словарный запас уже достигает 1200 – 1300 слов. Ребёнок использует почти все
части речи. Звукопроизношение становится более чётким и понятным, но до идеала
ещё далеко. Замечая неправильное произношение слов, следует тактично поправлять
ребёнка, давая ему верный произносительный образец.
Замечено, что в
этом возрасте малыш проговаривает все свои действия, словно бы говорит с самим
собой. Так он бессознательно тренирует речевые навыки, обогащает словарный
запас, поэтому не стоит цыкать на малыша, заставлять его замолчать, даже если
подчас хочется побыть в тишине.
В этот период на
родителей обрушиваются и многочисленные вопросы ребёнка: зачем, почему, когда,
как? Это связано со скачком в развитии мыслительных функций: маленький
почемучка научается сравнивать, сопоставлять, обобщать. И как бы вы не были
заняты, старайтесь не отмахиваться от вопросов ребёнка, просто, но доступно
объяснять причины событий и явлений, тем самым вы заложите основу для того,
чтобы ваш малыш и в дальнейшем глубоко осмыслял всё происходящее.
Также в этом
возрасте получают развитие фантазия, воображение, абстрактное мышление, что
отражается и на детской игре: теперь ребёнку интересно играть по
предварительному замыслу и выстраивать собственный игровой сюжет. Игры
становятся ролевыми: ребёнок изображает взрослых, копирует их поведение,
мимику, жесты и речь. Вот почему в этом возрасте речь наиболее эффективно
развивается именно в ролевом взаимодействии. Если взрослый принимает участие в
игре, озвучивает своих персонажей, проговаривает их действия, эмоционально
окрашивая свой голос, – это обязательно даст свои положительные плоды.
А что же после 6
лет – речь больше не развивается? Разумеется, развивается. К 6 годам мы можем
говорить о сформированности базовых основ родного языка, сама же речь и
мышление продолжают развиваться как минимум до 25 лет и далее, поэтому и в 10,
и в 20 лет не поздно начать работу над связной речью: много читать и вести
дневниковые записи, которые необычайно способствуют осознанию своих чувств и
развитию речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.03.2025
Дата обновления: 03.03.2025
Дата публикации: 03.03.2025